Это интересно

Это интересно

Это интересно

Декабрь 2023

Точка отсчета

Рождественскую повесть «Щелкунчик и Мышиный король» Гофман сочинил для детей своего друга, Юлиуса Гитцига. Она была опубликована в 1816 году в сборнике «Детские сказки Карла-Вильгельма Саличе-Контессы, Фридриха де ла Мотт-Фуке и Эрнста Теодора Амадея Гофмана», который считают одним из первых собраний детских романтических произведения в немецкой литературе.

Надо сказать, что в оригинальной сказке было куда меньше праздничной атмосферы, к которой мы привыкли сегодня. Прежде чем оказаться в конфетной стране и ее Марципановом замке, героям Гофмана пришлось пережить немало мрачных перипетий и поворотов сюжета. Тем не менее, история имела успех и стала кочевать из рукописи в рукопись на разных европейских языках.

В 1844 году более безобидную адаптацию сказки написал Александр Дюма-отец, автор знаменитых «Мушкетеров». Понимая, что французскому читателю чужд мистицизм немецкого романтизма, он создал свою версию, добавив в историю больше рождественского настроения, лирики и оптимизма. И именно она стала основой для либретто Мариуса Петипа для будущего великого балета Петра Чайковского.

 

 

Точка отсчета

Рождественскую повесть «Щелкунчик и Мышиный король» Гофман сочинил для детей своего друга, Юлиуса Гитцига. Она была опубликована в 1816 году в сборнике «Детские сказки Карла-Вильгельма Саличе-Контессы, Фридриха де ла Мотт-Фуке и Эрнста Теодора Амадея Гофмана», который считают одним из первых собраний детских романтических произведения в немецкой литературе.

Надо сказать, что в оригинальной сказке было куда меньше праздничной атмосферы, к которой мы привыкли сегодня. Прежде чем оказаться в конфетной стране и ее Марципановом замке, героям Гофмана пришлось пережить немало мрачных перипетий и поворотов сюжета. Тем не менее, история имела успех и стала кочевать из рукописи в рукопись на разных европейских языках.

В 1844 году более безобидную адаптацию сказки написал Александр Дюма-отец, автор знаменитых «Мушкетеров». Понимая, что французскому читателю чужд мистицизм немецкого романтизма, он создал свою версию, добавив в историю больше рождественского настроения, лирики и оптимизма. И именно она стала основой для либретто Мариуса Петипа для будущего великого балета Петра Чайковского.

 

 

Большая премьера

В 1890 году «Историю Щелкунчика» Дюма решил поставить на сцене директор Императорских театров Иван Всеволожский, поручивший создать либретто главному балетмейстеру Мариинского театра Мариусу Петипа, а музыку для будущего спектакля — Чайковскому (этот дуэт уже зарекомендовал себя двумя годами ранее, когда на сцене Мариинки прошла премьера «Спящей красавицы»). Правда, Петипа не удалось закончить работу над постановкой в качестве хореографа: из-за болезни его сменил на посту Лев Иванов. За эскизы костюмов взялся сам Всеволожский. Он же утверждал ткани и фурнитуру и тщательно следил за реализацией своей художественной задумки. «Щелкунчик» и по сей день остается одной из самых сложных постановок для художников: в классической версии используется около 150 различных костюмов.

Чайковский работал над музыкой к балету больше года. Результатом стало новаторское произведение, полное сложных музыкальных образов. Несмотря на задачу следовать либретто, написанному по произведению Дюма, композитор опирался и на первоисточник Гофмана. Он сумел найти золотую середину и сохранить в музыке и драматичные ноты, свойственные оригиналу, и феерию новогодней сказки.

Премьера нового балета прошла в Мариинском театре в декабре 1892 года. В ней приняли участие как взрослые актеры, так и ученики театральной школы императорской труппы. Это была грандиозная постановка с огромным количеством артистов: в знаменитом в «Вальсе снежных хлопьев» были заняты около 60 танцовщиц, а в сцене сражения с мышами для огромного мышиного войска даже не хватило юных танцоров — пришлось привлечь воспитанников школы лейб-гвардии Финляндского полка.

«Щелкунчик» не сразу снискал любовь публики. Первое время критики громили спектакль за то, что на сцене мельтешат дети, за отсутствие единого сюжета, за несоответствие принятым балетным нормам, за чрезмерную зрелищность и даже за «довольно слабую музыку». Однако, критикам назло, самый первый «Щелкунчик» почти 30 лет оставался в репертуаре театра, а в будущем стал одним из самых популярных и известных балетов в мире — в первую очередь, благодаря гению Чайковского.

 

Большая премьера

В 1890 году «Историю Щелкунчика» Дюма решил поставить на сцене директор Императорских театров Иван Всеволожский, поручивший создать либретто главному балетмейстеру Мариинского театра Мариусу Петипа, а музыку для будущего спектакля — Чайковскому (этот дуэт уже зарекомендовал себя двумя годами ранее, когда на сцене Мариинки прошла премьера «Спящей красавицы»). Правда, Петипа не удалось закончить работу над постановкой в качестве хореографа: из-за болезни его сменил на посту Лев Иванов. За эскизы костюмов взялся сам Всеволожский. Он же утверждал ткани и фурнитуру и тщательно следил за реализацией своей художественной задумки. «Щелкунчик» и по сей день остается одной из самых сложных постановок для художников: в классической версии используется около 150 различных костюмов.

Чайковский работал над музыкой к балету больше года. Результатом стало новаторское произведение, полное сложных музыкальных образов. Несмотря на задачу следовать либретто, написанному по произведению Дюма, композитор опирался и на первоисточник Гофмана. Он сумел найти золотую середину и сохранить в музыке и драматичные ноты, свойственные оригиналу, и феерию новогодней сказки.

Премьера нового балета прошла в Мариинском театре в декабре 1892 года. В ней приняли участие как взрослые актеры, так и ученики театральной школы императорской труппы. Это была грандиозная постановка с огромным количеством артистов: в знаменитом в «Вальсе снежных хлопьев» были заняты около 60 танцовщиц, а в сцене сражения с мышами для огромного мышиного войска даже не хватило юных танцоров — пришлось привлечь воспитанников школы лейб-гвардии Финляндского полка.

«Щелкунчик» не сразу снискал любовь публики. Первое время критики громили спектакль за то, что на сцене мельтешат дети, за отсутствие единого сюжета, за несоответствие принятым балетным нормам, за чрезмерную зрелищность и даже за «довольно слабую музыку». Однако, критикам назло, самый первый «Щелкунчик» почти 30 лет оставался в репертуаре театра, а в будущем стал одним из самых популярных и известных балетов в мире — в первую очередь, благодаря гению Чайковского.

 

Вариации на тему

Первая редакция балета случилась спустя 27 лет после премьеры в Мариинском. В 1919 году на сцене Большого театра показали «Щелкунчик» в интерпретации хореографа Александра Горского и художника Константина Коровина. Постановщик переписал оригинальное либретто и перекомпоновал музыкальные номера, и из двухактного спектакль превратился в трехактный. Во втором акте героиня, сменившая имя Мари на Клару, оказывалась в волшебном лесу, где танцевали деды Морозы и Снегурочки. В третьем акте действие переносилось на увеличенный до огромных размеров стол. На нем стоял кофейный сервиз, из которого выпархивали танцоры. Однако спектакль в Большом пришелся не ко времени и надолго в репертуаре не задержался.

В 1934 году на сцене Государственного академического театра оперы и балета (бывшего Мариинского) прошла премьера «Щелкунчика» в постановке Василия Вайнонена. Эта версия гофмановской сказки не сходит с афиши театра без малого 90 лет. В редакции Вайнонена «Щелкунчик» — это и история борьбы добра со злом, и рассказ о детстве и взрослении. Балетмейстер в некоторой мере упростил сюжет и максимально отошел от мрачной образности оригинала, представив события глазами главной героини.

С 1939 года балет Вайнонена танцевали и в Большом, но в 1966 году здесь появилась самая знаменитая, «эталонная», версия «Щелкунчика» в постановке Юрия Григоровича, который вернул в спектакль философскую глубину и предложил зрителям поразмышлять о невозможности абсолютного счастья. До этой постановки детские партии в балете танцевали воспитанники хореографического училища, Григорович же передал их артистам, и это позволило усложнить хореографию спектакля.

Знаковым балетом считается и «Щелкунчик» Михаила Шемякина. В 2001 году художник поставил на сцене Мариинского спектакль, для которого не только создал декорации и костюмы, но и переработал либретто и мизансцены. Этот балет — оригинальное и одно из самых неожиданных решений классического произведения.

Вариации на тему

Первая редакция балета случилась спустя 27 лет после премьеры в Мариинском. В 1919 году на сцене Большого театра показали «Щелкунчик» в интерпретации хореографа Александра Горского и художника Константина Коровина. Постановщик переписал оригинальное либретто и перекомпоновал музыкальные номера, и из двухактного спектакль превратился в трехактный. Во втором акте героиня, сменившая имя Мари на Клару, оказывалась в волшебном лесу, где танцевали деды Морозы и Снегурочки. В третьем акте действие переносилось на увеличенный до огромных размеров стол. На нем стоял кофейный сервиз, из которого выпархивали танцоры. Однако спектакль в Большом пришелся не ко времени и надолго в репертуаре не задержался.

В 1934 году на сцене Государственного академического театра оперы и балета (бывшего Мариинского) прошла премьера «Щелкунчика» в постановке Василия Вайнонена. Эта версия гофмановской сказки не сходит с афиши театра без малого 90 лет. В редакции Вайнонена «Щелкунчик» — это и история борьбы добра со злом, и рассказ о детстве и взрослении. Балетмейстер в некоторой мере упростил сюжет и максимально отошел от мрачной образности оригинала, представив события глазами главной героини.

С 1939 года балет Вайнонена танцевали и в Большом, но в 1966 году здесь появилась самая знаменитая, «эталонная», версия «Щелкунчика» в постановке Юрия Григоровича, который вернул в спектакль философскую глубину и предложил зрителям поразмышлять о невозможности абсолютного счастья. До этой постановки детские партии в балете танцевали воспитанники хореографического училища, Григорович же передал их артистам, и это позволило усложнить хореографию спектакля.

Знаковым балетом считается и «Щелкунчик» Михаила Шемякина. В 2001 году художник поставил на сцене Мариинского спектакль, для которого не только создал декорации и костюмы, но и переработал либретто и мизансцены. Этот балет — оригинальное и одно из самых неожиданных решений классического произведения.

Освоение Запада

Популярность балета в наши дни во многом связана с именами людей, которые работали над ним в разные годы, — и не только в России, но и за границей. После революции спектакль стал экспортироваться в другие страны и ставился на мировых сценах. В постановках принимали участие такие звезды балетной сцены, как Рудольф Нуреев, Михаил Барышников, Морис Бежар, Мэтью Борн. Традицию же давать «Щелкунчика» перед Рождеством заложил основатель американского балета Джордж Баланчин, бывший воспитанник Императорского театрального училища Георгий Баланчивадзе. В 1954 году хореограф и его труппа New York City Ballet впервые поставили «Щелкунчика» в США, а спустя три года, в сочельник, на экранах прошла телевизионная трансляция спектакля. После этого «Щелкунчик» стал быстро завоевывать популярность по ту сторону Атлантического океана, и в 1961 году Жаклин Кеннеди объявила его главной темой Рождества в Белом доме. С тех пор рождественские праздники в США, как и новогодние в России, невозможно представить без красочной балетной феерии. В 1993 году спектакль Баланчина экранизировали. Роль Щелкунчика, перевоплотившегося в Принца, в нем исполнил Маколей Калкин — в то время ученик балетной школы Баланчина, уже прославившийся благодаря съемкам в комедии «Один дома».

В Европе же эталонным балетом вот уже почти 60 лет принято считать версию Рудольфа Нуреева. В 1967 году танцор поставил «Щелкунчика» в Шведском королевском театре и исполнил в спектакле две партии — Дроссельмейера и Принца.

Сегодня «Щелкунчика» — один из самых продаваемых спектаклей в рождественский и новогодний период. Но увидеть это название можно не только в балетной афише: к сказке Гофмана все чаще обращаются драматические театры, а история кинематографа насчитывает уже более двадцати экранизаций. Первое воплощение «Щелкунчика» на экране зрители увидели еще в 1940 году, когда студия Уолта Диснея выпустила мультфильм «Фантазия». Картина состояла из девяти фрагментов, в которых анимация была положена на классическую музыку, и гофмановская сказка в сопровождении шедевра Чайковского стала жемчужиной этой коллекции.

Освоение Запада

Популярность балета в наши дни во многом связана с именами людей, которые работали над ним в разные годы, — и не только в России, но и за границей. После революции спектакль стал экспортироваться в другие страны и ставился на мировых сценах. В постановках принимали участие такие звезды балетной сцены, как Рудольф Нуреев, Михаил Барышников, Морис Бежар, Мэтью Борн. Традицию же давать «Щелкунчика» перед Рождеством заложил основатель американского балета Джордж Баланчин, бывший воспитанник Императорского театрального училища Георгий Баланчивадзе. В 1954 году хореограф и его труппа New York City Ballet впервые поставили «Щелкунчика» в США, а спустя три года, в сочельник, на экранах прошла телевизионная трансляция спектакля. После этого «Щелкунчик» стал быстро завоевывать популярность по ту сторону Атлантического океана, и в 1961 году Жаклин Кеннеди объявила его главной темой Рождества в Белом доме. С тех пор рождественские праздники в США, как и новогодние в России, невозможно представить без красочной балетной феерии. В 1993 году спектакль Баланчина экранизировали. Роль Щелкунчика, перевоплотившегося в Принца, в нем исполнил Маколей Калкин — в то время ученик балетной школы Баланчина, уже прославившийся благодаря съемкам в комедии «Один дома».

В Европе же эталонным балетом вот уже почти 60 лет принято считать версию Рудольфа Нуреева. В 1967 году танцор поставил «Щелкунчика» в Шведском королевском театре и исполнил в спектакле две партии — Дроссельмейера и Принца.

Сегодня «Щелкунчика» — один из самых продаваемых спектаклей в рождественский и новогодний период. Но увидеть это название можно не только в балетной афише: к сказке Гофмана все чаще обращаются драматические театры, а история кинематографа насчитывает уже более двадцати экранизаций. Первое воплощение «Щелкунчика» на экране зрители увидели еще в 1940 году, когда студия Уолта Диснея выпустила мультфильм «Фантазия». Картина состояла из девяти фрагментов, в которых анимация была положена на классическую музыку, и гофмановская сказка в сопровождении шедевра Чайковского стала жемчужиной этой коллекции.