Это интересно


Последний классик

Поэт, писатель, переводчик, певец русской усадебной жизни, мастер философской лирики и любовной прозы, нобелевский лауреат... Представить русскую литературу без имени Ивана Бунина невозможно. Об этом писал Максим Горький: «Выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет, лишится радужного блеска и звездного сияния его одинокой страннической души».

В октябре исполняется 150 лет со дня рождения знаменитого писателя — прекрасный повод вспомнить главные произведения и вехи его биографии.

***

Иван Бунин родился 22 октября 1870 года в Воронеже в семье мелкого чиновника и почти разорившегося дворянина Алексея Бунина. Спустя недолгое время Бунины вернулись в родовое гнездо — имение Бутырки Орловской губернии, где юный Ваня изнутри познакомился с колоритом деревенской жизни, образ которой впоследствии пройдет через все творчество писателя. Именно в Бутырках начался литературный путь Бунина: свое первое стихотворение он написал в восемь лет, за ним последовали очерки и рассказы, в своей манере подражающие произведениям Пушкина и Лермонтова.

Удивительно, но будущий почетный академик изящной словесности и нобелевский лауреат по литературе окончил всего четыре класса гимназии: на пятом году учебы Бунин уехал на каникулы и к занятиям не вернулся. Причина — отсутствие у семьи средств на образование. Но, будучи отчисленным, Бунин обучение не забросил: гимназический и частично университетский курс он осваивал сам под руководством старшего брата Юлия Бунина.

Еще во времена учебы в гимназии Бунин начал работу над романом «Увлечение», которому так и не суждено было увидеть свет. Зато уже в 1887 году в столичной газете «Родина» были напечатаны его стихи «Над могилой С. Я. Надсона» и «Деревенский нищий».

***

Самостоятельную жизнь молодой писатель начал в 1889 году, устроившись на работу в редакцию «Орловский вестник». Здесь он подрабатывал корректором, писал статьи и театральные рецензии и периодически публиковал свои стихи и очерки. Недолгая жизнь в Орле (в 1892 году Бунин переехал к брату в Полтаву) между тем ознаменовалась двумя значимыми событиями: в 1891 году в приложении «Орловского вестника» был опубликован первый сборник стихов литератора и в то же время он встретил свою любовь — Варвару Пащенко. Первую, но не вечную. Прожив несколько лет вместе (родители Варвары были против союза дочери с бедным начинающим поэтом), влюбленные расстались, что нанесло сердцу молодого впечатлительного Бунина серьезную травму. Именно муки первой любви нашли отражение в последней части романа «Жизнь Арсеньева» — «Лика».

***

Несмотря на душевные раны (а может, и благодаря им), Бунин с еще большим рвением ушел в творческий процесс. После расставания с Пащенко писатель переезжает в Петербург, потом в Москву. В 1897-м он издает книгу «На край света», работает над переводами произведений Петрарки, Байрона, Мицкевича, Саади. После публикации в 1898 году второго сборника стихов молодой литератор становится объектом пристального внимания критиков, а книга «Листопад» и перевод поэмы «Песнь о Гайавате» Генри Лонгфелло приносят Бунину не только известность, но и Пушкинскую премию Императорской Академии наук. Однако коллеги по цеху мнения академиков и почитателей таланта писателя не разделяли, считая его не более чем «старомодным пейзажистом».

В это же время Бунин знакомится со Львом Толстым, Антоном Чеховым, Валерием Брюсовым, Максимом Горьким, много путешествует и изучает иностранные языки.

За всеми этими событиями как-то незаметно случается и так же быстро заканчивается первый официальный брак Ивана Алексеевича. Его избранницей становится юная Анна Цакни, гречанка по происхождению и дочь революционера и эмигранта Николая Цакни. Очарованный первой встречей, Бунин делает предложение Анне спустя всего несколько дней после знакомства, но несхожесть во взглядах на жизнь и отсутствие взаимопонимания убеждают писателя положить конец браку (невзирая на беременность жены) уже через два года после венчания. Единственный сын и наследник Бунина скончается через несколько лет после рождения.

С третьей и последней женой Верой Муромцевой Иван Бунин познакомится в 1906 году на литературном вечере. Этот союз продлится до конца жизни писателя.

***

Революцию 1905 года Бунин не принял. События, охватившие страну, послужили толчком к созданию цикла произведений, «рисующих русскую душу» и сельскую жизнь. Среди них — повести «Деревня» и «Суходол», рассказы «Сила», «Хорошая жизнь», «Князь во князьях», «Лапти».

В 1909 году Академия наук вновь присуждает литератору Пушкинскую премию, на этот раз за третий том собрания сочинений и перевод драмы-мистерии Байрона «Каин». Однако вершиной популярности Бунина на родине принято считать публикацию рассказов «Грамматика любви», «Господин из Сан-Франциско», «Сны Чанга», «Легкое дыхание».

Октябрьскую революцию и Гражданскую войну писатель воспринял как катастрофу. В 1917-м он покидает мятежную столицу и переезжает в Москву, а через несколько месяцев перебирается в Одессу. Именно здесь он пишет дневник, в котором обличает новую власть. Эти заметки под названием «Окаянные дни» будут выпущены позже, уже в эмиграции.

***

В 1920 году Иван Бунин и Вера Муромцева покинули Россию и обосновались в Париже — «уезде русской литературы», который в то время стал пристанищем для многих журналистов и писателей из России. В эмиграции Бунин работал как никогда раньше, новые книги выходили почти каждый год, и здесь его талант, ничем не сдерживаемый, заблистал во всей красе. В эти годы были написаны рассказы «Роза Иерихона», «Митина любовь», «Солнечный удар», «Божье древо».

В 1933 году писатель завершил самое большое произведение зарубежного периода творчества — роман «Жизнь Арсеньева». В этом же году имя Бунина стало всемирно известным: Нобелевский комитет присудил писателю премию в области литературы с формулировкой «за правдивый артистичный талант, с которым воссоздал в художественной прозе типичный русский характер». Интересно, что прилагающиеся к премии деньги не сделали писателя богатым: большую часть средств он отдал нуждающимся.

***

Начавшаяся Вторая мировая война значительно ухудшила финансовое положение Буниных, чете приходилось жить буквально впроголодь. Чтобы заработать хоть какие-то деньги, литератор обратился с просьбой издать его книгу «Темные аллеи» к приятелю, который жил в США. Тот согласился, но, когда сборник поступил в продажу, гонорар Бунина составил всего 300 долларов. Но даже эти деньги были для писателя большой удачей.

В 1952 году Бунин опубликовал свое последнее стихотворение, а 8 ноября 1953 года его не стало. Все 33 года в эмиграции Бунин тосковал по родине, болел за нее всей душой, но так и вернулся, даже после смерти. Похоронен писатель на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.


 

Сложные отношения

Киноведы не раз отмечали, что проза Ивана Бунина кинематографична, однако картин, основанных на произведениях писателя, не так много, удачных — и того меньше. Впервые идея экранизации бунинского рассказа (речь шла о «Господине из Сан-Франциско») пришла в голову одному голливудскому продюсеру еще в 1933 году. Однако дальше переговоров дело не пошло.

На родине к творчеству писателя кинематографисты обратились только в 1960-х годах. Однако более-менее заметные работы стали выходить на экраны позже. Василий Пичул, еще будучи студентом ВГИКа, в 1981 году снял курсовую короткометражку «Митина любовь». В 1989 году воплотить в кадре бунинские сюжеты решил режиссер Владимир Толкачиков. Картина «Несрочная весна» основана на одноименном рассказе, а также произведениях «Руся», «Князь во князьях», «Мухи», «Журавли», «Кавказ», повести «Суходол» и дневниковых записях.

В 1995 году Борис Яшин представил фильм «Мещерские», снятый по мотивам новелл «Натали», «Таня», «В Париже». Несмотря на невысокую оценку критиков в России, картина получила приз имени Франсуа Шале на фестивале «Русское кино» в Онфлёре (Франция). Более удачной оказалась лента «Суходол» — работа режиссера Александры Стреляной, отмеченная несколькими кинонаградами.

О фильме «Солнечный удар» (в основе — одноименный рассказ и дневники «Окаянные дни») стали говорить задолго до его премьеры. Что неудивительно: за экранизацию бунинской прозы взялся сам Никита Михалков. По словам режиссера, замысел картины он вынашивал около 40 лет. Отзывы о «Солнечном ударе» были самые противоречивые, но их было столько, что российская пресса назвала ленту «самым обсуждаемым кинособытием 2014 года». Фильм был выдвинут на соискание премии «Оскар», но не получил даже номинации. Зато был хорошо принят российскими киноэкспертами — пять премий «Золотой орел», в том числе в номинациях «Лучший игровой фильм» и «Лучшая режиссерская работа».

Не осталась без внимания кинематографистов и биография самого Ивана Алексеевича. Пролить свет на семейные отношения Буниных и последнюю влюбленность писателя решил Алексей Учитель. Сценарий фильма «Дневник его жены» (2000), основанный на дневниковых записях Веры Муромцевой, написала Дуня Смирнова. Картина была отмечена премией «Ника» и получила Гран-при фестиваля «Кинотавр» как лучший игровой фильм.