Это интересно


И тысячи лайков мало

Комнаты, клубы, инвайты... Минувшей зимой только и разговоров было что о новой соцсети Clubhouse, попасть в которую можно лишь по приглашению от зарегистрированного пользователя. Запретный плод, как известно, сладок, и только за одну неделю февраля российская аудитория ресурса увеличилась почти в 20 раз.

Казалось бы, зачем современному человеку, в смартфоне которого несколько мессенджеров и пара-тройка иконок социальных сетей, еще один подобный сервис? Однако соцсети так прочно вошли в нашу жизнь, что давно перестали быть местом исключительно общения. Для многих они являются источником информации, доходов, каналом для продвижения бизнеса и даже ареной для политических дебатов. А потому новые способы коммуникации, которые сегодня максимально стремятся в онлайн, всегда вызывают интерес.

Из фантазии в реальность

Понятие «социальные сети» возникло еще до того, как нашу планету опутал интернет. Ввел его в 1954 году американский социолог Джеймс Барнс, и под соцсетями он подразумевал группу людей, объединенных между собой определенными связями. Конечно, Барнс не мог и предположить, что спустя 50 лет эти сети затянут в виртуальное пространство тысячи, а позже и миллионы человек.

Интересно, что веком ранее русский мыслитель Владимир Одоевский в своем утопическом романе «4338-й год» описал общество, коммуникации в котором удивительно схожи с современными (с поправкой на уровень развития технологий того времени): «...между знакомыми домами устроены магнетические телеграфы, посредством которых живущие на далеком расстоянии разговаривают друг с другом». Также в этом мире будущего между домами ведется сообщение с помощью газет, в которых «помещаются обыкновенно извещение о здоровье или болезни хозяев и другие домашние новости, потом разные мысли, замечания, небольшие изобретения, а также и приглашения, когда же бывает зов на обед, то и le menu». Словом, вся та информация, которую мы получаем за утренним кофе, когда скроллим ленты социальных сетей.

Пионеры онлайна

Источники расходятся во мнении, какой именно ресурс стоял у истоков виртуальных сетей: первая программа для отправки электронных писем, разработанная в 1971 году, международная ARPANet, которая использовалась для передачи данных между военными, а позже учеными, или технология IRC (от англ. Internet Relay Chat — ретранслируемый интернет-чат), позволившая участникам чата общаться в реальном времени. Однако все сходятся в одном: история соцсетей в современном понимании началась в 1995 году с момента запуска в США проекта Classmates. Тогда Рэнди Кондрадс создал площадку, где каждый мог найти своих одноклассников или однокурсников. Именно эта идея легла в основу российской сети «Одноклассники», которая была создана в 2006 году и до сих пор довольно популярна у определенной категории пользователей.

Изначально сайт не обладал функцией создания личного профиля, а основной контент составляли списки учебных заведений и их выпускников, но благодаря растущей популярности проект начал быстро развиваться и сумел просуществовать по сей день.

Годом позже в Америке была создана социальная сеть SixDegrees, название которой было заимствовано у теории шести рукопожатий (если вкратце: любые два человека на Земле разделены не более чем пятью уровнями общих знакомых и, соответственно, шестью уровнями связей). Функционал сайта был уже значительно шире: здесь можно было создавать собственные профайлы, искать знакомых среди зарегистрированных пользователей и добавлять их в друзья. Несмотря на всю прогрессивность и, как следствие, большую популярность, век соцсети был недолог: проект был закрыт в 2001 году.

Еще одним значимым медиасобытием стало появление в 1999 году Live Journal. Придуманная Брэдом Фицпатриком система постоянно обновляемых блогов долгое время представляла собой закрытое сообщество, попасть в которое можно было лишь по приглашению одного из действующих участников (Clubhouse в этом плане далеко не пионер). В скором времени сервис стал массовым хостингом блогов, приобрел огромную популярность в странах СНГ под названием «Живой Журнал» (или сокращенно «ЖЖ») и стал целой эпохой в истории «пользования» мировой паутиной. Кстати, именно Live Journal впервые внедрил функцию создания сообществ и общения в них.

Делу — место

К началу 2000-х разработчики поняли, что соцсети могут быть площадкой не только для досуга, но и для делового общения. Интересно, что первый ресурс для профессионалов E-xecutive был создан в России в 2001 году, за год до появления международной сети LinkedIn. Его авторы — консалтинговая компания Wardhowell International — стремились объединить на одной платформе топ-кандидатов, которые могли бы делиться профессиональными новостями, обсуждать кадровые назначения, искать работу и пр.

Уже упомянутый LinkedIn хоть не был первой социальной сетью для установления деловых контактов, почти за 20 лет существования собрал на своем сайте свыше 400 млн пользователей из более чем 200 стран, представляющих более 150 отраслей бизнеса. На старте сеть позволяла участникам создавать профиль-резюме и общаться друг с другом в личных сообщениях, но со временем функционал ресурса значительно расширился.

Новое время

Первой «мультимедийной» сетью (с возможностью транслировать не только фото и текст, но и аудио- и видеоконтент) стал сайт MySpace. Несколько лет он был на пике популярности — во многом благодаря популярным музыкантам, использовавшим ресурс как площадку для презентаций, и их фанатам, объединявшимся в виртуальные фан-клубы. Однако в 2004 году Марк Цукерберг, Эдуардо Саверин, Дастин Московиц и Крис Хьюз презентовали Facebook (изначально Thefacebook) — закрытое онлайн-сообщество для выпускников Гарвардского университета. Спустя недолгое время список вузов значительно расширился, а в 2008 году сеть была признана самой популярной в мире. Стоит ли рассказывать о возможностях сайта, если его аудитория составляет около 3 млрд активных пользователей? Но надо отметить, что сеть не перестает совершенствоваться (именно Facebook открыл новые горизонты в продвижении товаров и услуг) и является вторым по посещаемости интернет-ресурсом в мире.

Сайт «ВКонтакте» стал российским аналогом Facebook, и, хотя он не претендует на мировое господство, в странах СНГ его рейтинги зашкаливают. VK был создан в 2006 году Павлом Дуровым для общения студентов и выпускников российских вузов, но вскоре он стал позиционировать себя как «современный, быстрый и эстетичный способ общения в сети». Сегодня на его платформе можно просматривать стриминговые эфиры, осуществлять денежные переводы, заказывать такси, искать работу и пр.

Узкий профиль

В топе современных соцсетей также Twitter и Instagram. Изначально Twitter, который был создан в 2006 году, использовался для внутреннего общения сотрудников одноименной компании, но через три месяца стал доступен для публичного обмена информацией. Сегодня он является площадкой для микроблогов: пользователи публикуют твиты длиною не больше 140 символов, совершенствуя навыки лаконично и емко излагать свои мысли.

Создатели приложения Instagram, которое появилось в App Store в 2010 году, сделали ставку на визуальный контент, а именно фотографии. Со временем в приложении появились функции публикации видео, коротких историй по примеру популярного по ту сторону океана Snapchat, трансляции прямых эфиров. Популярность новой платформы побудила Facebook в 2012 году купить стартап за 1 млрд долларов.

Что же до Clubhouse, то суть соцсети в живом общении пользователей в так называемых комнатах и клубах по интересам. Беседы происходят в режиме реального времени здесь и сейчас. Тут нет ни видео, ни фото, ни текстов, только голоса спикеров, стать которым может каждый участник дискуссии. Радио, Zoom, подкасты — Clubhouse вобрала в себя понемногу отовсюду, в результате получилась еще одна площадка для общения, присоединиться к которой решили даже Илон Маск и Марк Цукерберг (собственно, им соцсеть и обязана своим стремительным взлетом).

Есть ли у Clubhouse будущее — вопрос спорный, и, вполне вероятно, его популярность довольно быстро сойдет на нет. В одном сомневаться не приходится: социальные сети, появление которых разделило нашу жизнь на онлайн и офлайн, никуда не денутся и разработчики еще обязательно придумают нечто такое, из-за чего мы часами будем не выпускать телефоны из рук.