Это интересно


Калейдоскоп огней

Витражи, пожалуй, самые интересные изделия, которые когда-либо создавались из цветного стекла. Простейшие из них существовали уже в Древнем Египте во II тысячелетии до н. э. Сегодня эти уникальные образцы декоративно-прикладного искусства, в прежние годы в основном являвшиеся частью церковных интерьеров, украшают жилые дома и бизнес-центры.

Слово «витраж» произошло от французского vitre — «оконное стекло». Так называли сюжетные или орнаментальные композиции из цветных стекол или другого материала, пропускающего свет. Изначально кусочки стекол соединяли между собой профилем из свинца, затем стали использовать латунный, медный, алюминиевый, пластмассовый и другие профили, а также медную фольгу. Иногда стекло или его часть заменяли природным камнем, слюдой, оргстеклом, тонким фарфором. В результате появились различные виды витражей: простейший (без росписи) наборный витраж, возникший в Средние века свинцово-паечный, а также расписной и спечной.

Предания старины

В эпоху раннего христианства (IV—V века) витражи в церквях выполняли не только эстетическую функцию — это были своеобразные посредники между земными и небесными сферами. Свет, поступающий в храм, считался божественным. Чем ярче он был, тем больше прихожане верили в его неземную силу.

Цветное стекло как направление искусства получило особое развитие в Средние века. К числу первых готических строений относят апсиду королевской церкви аббатства Сен-Дени во Франции (1137—1144), возведенную под руководством аббата Сугерия. Доминантой сооружения стало окно, состоящее из витражных ронделей и медальонов, украшенных внутри лепниной.

Собор Нотр-Дам в Париже — уже чистая готика. Наиболее яркие и запоминающиеся витражи собора Парижской Богоматери, о которых писал Виктор Гюго в одноименном романе, представлены в трех огромных круглых окнах — розах (диаметр двух из них достигает 13 м).

В XIV столетии в Европе были усовершенствованы традиционные технологии витражного дела: открыт новый красящий препарат — серебряная протрава, впервые появилась возможность нанесения насыщенных красок прямо на поверхность стекла. Центром витражного искусства стала Италия. В эпоху Ренессанса творили Рафаэль, Леонардо да Винчи, Микеланджело. В своих произведениях им удалось совместить мирское и духовное, что было особенно актуально при создании витражей для католической церкви.

Спустя 300 лет искусство создания витража в Европе пришло в упадок. Этому способствовала нестабильная политическая ситуация — общественные волнения, войны. Кроме того, за время Тридцатилетней войны (1618—1648) центры стеклоделия, в основном находившиеся в Германии, были разорены. И только в начале XIX века, когда вновь возник интерес к готике, англичанин Уильям Моррис предпринял попытку возродить классические методы работы с цветным стеклом, возглавив «Движение искусств и ремесел». Оно сформировалось как художественный стиль во второй половине XIX века и было ориентировано главным образом на эстетическую составляющую в искусстве. В 1861 году Моррис создал фирму «Моррис, Маршалл, Фолкнер и К°», которая специализировалась на производстве обоев, гобеленов, мебели, витражей и керамической плитки.

Два других замечательных дизайнера и художника, работавшие со стеклом во второй половине XIX века, — американцы Джон ля Фарж и Льюис Комфорт Тиффани. Ля Фарж прославился тем, что изобрел переливчатое многослойное стекло и получил на него патент в феврале 1880 года. В том же году Тиффани запатентовал сразу несколько видов этого неоднородного стекла.

Русский путь

В России, в отличие от Западной Европы, витражное искусство не было развито до XIX века. Храмы не декорировались витражами, так как первоначально православная церковь запрещала писать иконы на стекле — из-за хрупкости и недолговечности самого материала, а значит, и образа, изображенного на нем. В светских же постройках вплоть до XVI века количество витражей напрямую зависело от импорта цветного стекла, которое было тогда баснословно дорогим. Даже в зажиточных домах окна затягивали рыбьим пузырем, промасленной бумагой или закрывали слюдой. Иногда на таких самодельных «стеклах» изображали людей, зверей и птиц в геометрических орнаментах. Получался своеобразный аналог живописных западноевропейских витражей. В 1820 году отечественные фабриканты наладили выпуск стекла, но даже после этого витражи в интерьерах оставались редкостью. Первые русские витражи представляли собой незатейливую мозаику из цветных стекол, вставленных в оконный переплет, без дополнительного декорирования поверхности. Пейзажные, сюжетные, орнаментальные витражи получили распространение в России только в эпоху модерна. Характерный пример — витражи в ресторане московской гостиницы «Метрополь».

Век нынешний и минувший

Очередной всплеск популярности витражного искусства в Европе пришелся на 1940—1950 годы. Шла активная реконструкция церквей и соборов после войны, что способствовало увеличению числа заказов на витражи как религиозной, так и светской тематики. Работы по реставрации поврежденных и замене утраченных окон храмов выполняли Анри Матисс, Жорж Руо, Марк Шагал, Фернан Леже.

А в своих художественных работах многие художники опирались на опыт Льюиса Комфорта Тиффани, который в конце XIX века изобрел новую технику сборки витража. В соответствии с ней каждая стеклянная пластина оправлялась фольгой, а затем разрозненные стекла спаивали. Это позволило свести к минимуму ширину протяжки и собирать витражи из сколь угодно мелких кусочков стекла. Кроме того, нововведение позволяло собирать не только плоские, но и объемные витражи. Так возникли знаменитые плафоны для ламп Тиффани.

Современный витраж рассчитан на электрическое освещение, что значительно расширяет возможности его применения. Сегодня он может быть элементом барной стойки, перегородкой в помещении, стеной в бассейне, плафоном, украшением подвесного потолка. Использование стеклопакетов в строительстве потребовало внедрения новейшей витражной технологии на основе цельного стекла, специального цветного ламината и свинцового профиля различного сечения. Однако нынешние витражи внешне мало чем отличаются от классических образцов Средневековья.

Композициями из цветного стекла часто декорируют общественные здания. Например, в английских пабах с помощью витражей создается уютная романтическая обстановка. С конца XIX века в России витражами декорируют официальные здания, да и сегодня витражные технологии широко используются при строительстве бизнес-центров. Кстати, гостиную и приемную постоянного представительства РФ в ООН в Нью-Йорке украшают витражи Зураба Церетели.