Это интересно


Свет! Камера! Мотор!

Все, кто имеет отношение к российской киноиндустрии, 27 августа отмечают профессиональный праздник. Именно в этот день в 1919 году Владимир Ленин, считая кино «важнейшим из искусств» (и в первую очередь с точки зрения пропаганды), подписал Декрет о национализации кинодела.

Правда, традиция чествовать отечественных кинематографистов появилась значительно позже — спустя 60 лет, а сам праздник несколько раз менял свое название: День советского кино, День кино России и, наконец, День российского кино.

Путь развития отечественного кинематографа непрост и тернист (сказывались политические режимы и смена власти), а его история знает как взлеты, так и падения (особенно сегодня, в эпоху массового кинопроизводства), но оттого она не менее интересна, чем история голливудского кино.

Широкий прокат

Несмотря на то что модные веяния доходят до нашей страны порой с заметным опозданием, первые сеансы «синематографа Люмьера» состоялись в Российской империи спустя всего три месяца после парижской премьеры — в мае 1895 года в петербургском театре-саду «Аквариум» (сегодня на этом месте расположена киностудия «Ленфильм»). Во время антракта водевиля «Альфред-паша в Париже» зрителям было представлено несколько короткометражек (ввиду технического несовершенства киноаппаратуры первые картины длились не более полутора минут, однако уже к 1900 году хронометраж фильмов мог составлять 15—20 минут). Гастроли синематографа продолжились в Москве, Нижнем Новгороде, Киеве, волжских городах и дошли до Сибири. Стоит ли говорить, что кинопоказы моментально стали популярнейшим развлечением публики и один за другим в крупных городах России начали открываться кинотеатры. Первый появился в Петербурге — на Невском проспекте, 46.

Кинопробы

Очень скоро попытки кинопроизводства стали осуществляться и в России. Уже в 1896 году в московском Театре Корша после спектаклей транслировались короткие документальные зарисовки, созданные одним из актеров труппы — Владимиром Сашиным.

Однако для появления игрового кино потребовалось больше времени. Премьера первого художественного фильма «Понизовая вольница» состоялась в Петербурге 15 октября 1908 года. Сюжет картины был создан одним из пионеров российского кинематографа Василием Гончаровым по мотивам песни «Из-за острова на стрежень» о донском казаке Стеньке Разине. В течение 6 минут 8 секунд перед зрителями разыгрывались сцены баталий, погони, гулянок и трагического финала, когда главный герой, усомнившись в верности своей возлюбленной, выбрасывал ее за борт. Несмотря на то что режиссура фильма была крайне примитивна и разобраться в ходе сюжета публика могла только с помощью интертитров, эта картина имела большой успех, а день ее премьеры считается датой рождения российского кино.

Первый полнометражный художественный фильм вышел в свет в 1911 году — это была картина Василия Гончарова и Александра Ханжонкова «Оборона Севастополя», длившаяся 100 минут.

Законы жанра

Взявшись за работу над игровым кино, режиссеры того времени очень быстро смогли предложить публике жанровое разнообразие: экранизации русской классики, мелодрамы, комедии, исторические драмы. В 1909 году увидел свет первый отечественный фильм ужасов «Вий» по повести Гоголя. К сожалению, да наших дней запись не сохранилась, но ее создатель Василий Гончаров одновременно с «Вием» работал над съемками картины «Полночь на кладбище», снятой в аналогичном жанре.

В 1924 году уже на советские экраны вышел первый полнометражный фантастический фильм «Аэлита», представлявший собой вольную экранизацию одноименного романа Алексея Толстого о путешествии землян на Марс.

Да будет цвет!

Появление цветных фильмов относится уже к эпохе советского кино, начавшейся с подписания упомянутого выше декрета. Однако до создания цветных кинопленок существовала техника ручного раскрашивания черно-белых фильмов. Именно она была применена в короткометражке «Ухарь-купец» Гончарова, снятой в 1909 году.

В 1925 году на экраны вышла историческая лента «Броненосец „Потемкин“» Сергея Эйзенштейна. Картина, рассказывающая о бунте матросов на одном из кораблей Черноморского флота, в разные годы признавалась лучшим или одним из лучших фильмов всех времен и народов. Эта работа интересна еще и тем, что Эйзенштейн собственноручно раскрасил в красный цвет флаг, поднятый над кораблем восставшими матросами. Правда, это был единственный цветной кадр в фильме.

Первым полнометражным цветным фильмом в СССР считается «Груня Корнакова» (1936) — история о бунте работниц фарфорового завода в дореволюционной России. Картина была снята с помощью технологии бипак — на две кинопленки с разной цветностью. А многослойная цветная пленка впервые была использована для документальных съемок Парада Победы 1945 года.

Звук вокруг

Параллельно с работой над цветными технологиями изобретатели искали возможность добавить в кино звук. Те, кто смотрел оскароносную картину Мишеля Хазанавичуса «Артист», наверняка помнят, что немое кино не сразу согласилось сдать свои позиции. Однако время и наука не стоят на месте, и в 1920-х годах звуковые фильмы стали потихоньку завоевывать аудиторию. Первой советской звуковой картиной считается «Путевка в жизнь» (1931) — драматическая история о перевоспитании подростков в подмосковной трудовой коммуне. В 1932 году фильм завоевал награду первого Венецианского кинофестиваля, прошел в прокате в 107 странах и тем самым принес мировую известность советскому кинематографу.

Фестивали и их герои

Кстати, о фестивалях. Именно в СССР в 1935 году был организован второй в мире (после Венецианского) международный киноконкурс. В Советском кинофестивале в Москве приняли участие 65 фильмов из девяти стран — Великобритании, Франции, Италии, Венгрии, Польши, Чехословакии, СССР, Китая и США. Председательствовал в жюри Сергей Эйзенштейн. Главный приз — «Большой серебряный кубок» — был вручен киностудии «Ленфильм» за работы «Чапаев», «Крестьяне» и «Юность Максима».

Отечественные киноленты не раз становились призерами международных кинофестивалей и конкурсов, и одной из самых титулованных является картина «Летят журавли». Военная драма Михаила Калатозова вышла в свет в 1957-м и через год была удостоена «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля. Исполнительница главной роли Татьяна Самойлова была награждена специальным дипломом жюри. Приз получил и оператор Сергей Урусевский, который придумал и сконструировал круговые операторские рельсы специально для сцены гибели главного героя. Фильм «Летят журавли» также удостоился высокой оценки жюри кинофестивалей в Мехико, Гвадалахаре, Ванкувере и Хельсинки.

Что же до самой престижной кинонаграды мира — премии «Оскар», то и здесь нам есть чем похвастаться. В числе обладателей золотой статуэтки — документальный фильм «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой» Леонида Варламова и Ильи Копалина, «Война и мир» Сергея Бондарчука (к слову, эта экранизация романа Льва Толстого стала одной из самых высокобюджетных картин за всю историю российского кинематографа), советско-японский фильм «Дерсу Узала» Акиры Куросавы, любимая многими поколениями «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова, драма Никиты Михалкова «Утомленные солнцем» и короткометражный мультфильм Александра Петрова «Старик и море».