Это интересно

Апрель 2024

Цирк, да и только

Каждую третью субботу апреля акробаты, эквилибристы, иллюзионисты, жонглеры, клоуны отмечают свой профессиональный праздник. Всемирный день цирка, учрежденный в 2010 году, чествует искусство, которое, подобно музыке, не нуждается в переводе и понятно людям, говорящим на разных языках. 

Родившись в древности из представлений канатоходцев, фокусников и акробатов, в XIX — начале XX столетия цирк стал любимым зрелищем европейской публики, для которой на аренах трудились настоящие профессионалы. Попробуем проследить историю циркового искусства и узнать, как оно менялось с течением времени.

 

Цирк — значит круг

Словом «цирк» в Древнем Риме называлось вытянутое овальное, подобное ипподрому, сооружение. Зрелища, которые здесь устраивались, мало походили на современные цирковые представления: на аренах собиралась публика, чтобы посмотреть конные скачки, гонки на колесницах, а иногда и гладиаторские бои. В соревнованиях на самом большом ипподроме в Риме, Великом цирке (Circus Maximus), длина которого составляла 600 метров, а ширина 150, могли одновременно участвовать 12 колесниц. А сама арена вмещала не менее 150 тыс. зрителей. Такое развлечение было популярно как среди простых людей, так и среди правителей, которые поддерживали интерес к скачкам вплоть до падения Римской империи.

Если свое название современный цирк унаследовал от римских арен, то появлению многих жанров он обязан бродячим артистам. Еще во времена глубокой древности находились люди, чьим ремеслом было развлекать народ мастерством жонглирования и чудесами ловкости и гибкости. Подобные представления устраивались на городских площадях в Египте, Греции и в Риме, а после его падения стали неотъемлемым атрибутом любой средневековой ярмарки. Однако стараниями церкви комедиантам, трюкачам и лицедеям, кочующим по Европе, приходилось нелегко — их подвергали гонениям, обвиняли в магии и даже приравнивали к еретикам. А потому выступления бродячих артистов на долгое время утратили позиции одного из главных народных развлечений, уступив место мистериям и другим театральным представлениям.

 

В своих стенах

Интерес к цирковому искусству начал возрождаться только к концу XVIII века — и во многом благодаря английскому наезднику, бывшему кавалеристу Филипу Астлею, которого сегодня называют «отцом современного цирка». Вернувшись с армейской службы, в 1768 году он выкупил участок земли в Лондоне и возвел на нем круглую арену для конных представлений. Опытным путем Астлей установил, что для конной вольтижировки и акробатики требуется, чтобы спина бегущей лошади была всегда под одним углом к центру манежа. Этого можно было добиться, только поддерживая четко заданную скорость лошади на манеже диаметром 13 метров — такой размер арены и сегодня соблюдается во всех цирках мира. Главным аттракционом его представлений была вольтижировка, но со временем, чтобы привлечь больше зрителей, Астлей начал включать в программу выступления шутов, жонглеров, акробатов, канатоходцев и музыкантов.

После успеха шоу на родине, англичанин открыл цирк в Париже, а затем еще в 18 городах Европы. Правда, он называл свои заведения «амфитеатрами», а слово «цирк» вошло в обиход несколько позже.

Покорив Европу, цирковое искусство стало завоевывать мир (его популярности во многом содействовало появление передвижных цирков-шапито). В 1793 году открылся первый цирк в США, а спустя сто лет здесь появилось «Лучшее шоу на Земле Барнума и Бейли» — одно из самых известных и старейших в мире шапито, которое просуществовало 146 лет. Визитной карточкой шоу стали уникальные номера с дрессированными слонами.

С развитием популярности цирка увеличивалось и количество цирковых жанров, усложнялась программа артистов. В начале XX века в цирке появились коверные клоуны, выступающего в паузах между номерами, и клоуны-дрессировщики, из зверинцев сюда перешли укротители. Огромный скачок произошел в жанре воздушной гимнастики: благодаря использованию страховочной сетки артисты смогли исполнять более зрелищные трюки, в том числе перекрестный полет. Для выступлений канатоходцев пеньковый канат заменили на более прочный металлический трос, который выдерживал сложные акробатические пирамиды. Новый атрибут для своих номеров — подкидную доску, увеличивающую высоту прыжка, — получили акробаты. А с технической революцией начали множиться аттракционы, основанные на использовании техники. Так появились «Гонки по вертикальной стене», «Полет из пушки на Луну» и многие другие.

 

Потехе — час

История и традиции цирка в России берут свое начало с выступления скоморохов, странствующих артистов, которые выступали на ярмарках и народных гуляниях. Они исполняли комические сценки на злобу дня и показывали публике дрессированных собак и медведей.

Новый виток в истории циркового искусства нашей страны связан с приходом к власти Петра I, благодаря которому в Петербурге, а затем и в Москве начала развиваться светская жизнь. Большое распространение получили ярмарочные балаганы на народных гуляниях, на которых выступали акробаты, гимнасты, жонглеры. Стали популярны театрализованные конные карусели, кавалькады и другие конные зрелища. Но в организации стационарных цирков Россия все еще отставала от Европы. Первые деревянные сооружения для цирковых представлений были построены в Петербурге и Москве в середине XIX века, однако они не отличались особыми удобствами и просуществовали недолго. Поэтому старейшим российским цирком принято считать цирк братьев Дмитрия, Акима и Петра Никитиных. С самого детства они путешествовали по Поволжью, зарабатывая на жизнь жонглерством и музыкальными представлениями. Каждый из них выполнял свою роль. Аким был главным комедийным персонажем, выступал как клоун и играл на разных музыкальных инструментах. Петр удивлял зрителей физической силой и ловкостью, а Дмитрий был балагуром-ведущим.

В 1873 году братья выкупили у владельца странствующего цирка Эммануэля Баранека его предприятие, а спустя три года построили в Саратове деревянное здание, вывеска на котором гласила «Первый Русский цирк братьев Никитиных». В этом здании Саратовский цирк просуществовал до 1928 года.

Первый в стране каменный цирк, спроектированный с учетом цирковой специфики, появился в столице Российской империи лишь в 1877 году по инициативе Гаэтано Чинизелли, в свое время выступавшего наездником в знаменитой цирковой труппе Карла Гинне. Здание цирка неоднократно перестраивалось, но сохранилось в Петербурге на том же месте — на набережной реки Фонтанки. В Москве каменный цирк на Цветном бульваре открылся спустя три года. Сегодня он носит имя Юрия Никулина.

 

Большие перемены

XX век стал непростым периодом в истории цирка. С появлением кино и телевидения во многих странах он утратил статус главного народного развлечения. Новая волна популярности пришла к нему только в конце 1980-х годов, когда Ги Лалеберти и Жиль Сент-Круа основали в Монреале известный сегодня на весь мир Cirque du Soleil.

Однако в нашей стране цирковое искусство, наоборот, переживало расцвет. После революции 1917 года новая власть усмотрела в нем мощный идеологический потенциал, и уже к 1925 году по стране работало семнадцать цирков. Чтобы решить вопрос с кадрами, были организованы курсы для подготовки артистов, позже ставшие Государственным училищем циркового искусства.

В послевоенные годы профессионализм артистов советского цирка достиг небывалого уровня. На Первом международном фестивале циркового искусства в Варшаве, который прошел в 1955 году, первое место заняла программа СССР. Новую высоту взяла и советская клоунада — один из сложнейших цирковых жанров. Образы, созданные Алексеем Румянцевым, Олегом Поповым, Юрием Никулиным, Михаилом Шуйдиным, Леонидом Енгибаровым навсегда вошли в историю мирового цирка.

Современные цирки в России все еще придерживаются стандартов, заданных в советское время, но при этом постоянно развиваются и следуют веяниям времени. Благодаря развитию цифровых технологий программы становятся более яркими и зрелищными, а технические новинки позволяют усложнять и совершенствовать номера артистов. Неизменным остается лишь размер арены цирка.

Цирк, да и только

Каждую третью субботу апреля акробаты, эквилибристы, иллюзионисты, жонглеры, клоуны отмечают свой профессиональный праздник. Всемирный день цирка, учрежденный в 2010 году, чествует искусство, которое, подобно музыке, не нуждается в переводе и понятно людям, говорящим на разных языках. 

Родившись в древности из представлений канатоходцев, фокусников и акробатов, в XIX — начале XX столетия цирк стал любимым зрелищем европейской публики, для которой на аренах трудились настоящие профессионалы. Попробуем проследить историю циркового искусства и узнать, как оно менялось с течением времени.

 

Цирк — значит круг

Словом «цирк» в Древнем Риме называлось вытянутое овальное, подобное ипподрому, сооружение. Зрелища, которые здесь устраивались, мало походили на современные цирковые представления: на аренах собиралась публика, чтобы посмотреть конные скачки, гонки на колесницах, а иногда и гладиаторские бои. В соревнованиях на самом большом ипподроме в Риме, Великом цирке (Circus Maximus), длина которого составляла 600 метров, а ширина 150, могли одновременно участвовать 12 колесниц. А сама арена вмещала не менее 150 тыс. зрителей. Такое развлечение было популярно как среди простых людей, так и среди правителей, которые поддерживали интерес к скачкам вплоть до падения Римской империи.

Если свое название современный цирк унаследовал от римских арен, то появлению многих жанров он обязан бродячим артистам. Еще во времена глубокой древности находились люди, чьим ремеслом было развлекать народ мастерством жонглирования и чудесами ловкости и гибкости. Подобные представления устраивались на городских площадях в Египте, Греции и в Риме, а после его падения стали неотъемлемым атрибутом любой средневековой ярмарки. Однако стараниями церкви комедиантам, трюкачам и лицедеям, кочующим по Европе, приходилось нелегко — их подвергали гонениям, обвиняли в магии и даже приравнивали к еретикам. А потому выступления бродячих артистов на долгое время утратили позиции одного из главных народных развлечений, уступив место мистериям и другим театральным представлениям.

 

В своих стенах

Интерес к цирковому искусству начал возрождаться только к концу XVIII века — и во многом благодаря английскому наезднику, бывшему кавалеристу Филипу Астлею, которого сегодня называют «отцом современного цирка». Вернувшись с армейской службы, в 1768 году он выкупил участок земли в Лондоне и возвел на нем круглую арену для конных представлений. Опытным путем Астлей установил, что для конной вольтижировки и акробатики требуется, чтобы спина бегущей лошади была всегда под одним углом к центру манежа. Этого можно было добиться, только поддерживая четко заданную скорость лошади на манеже диаметром 13 метров — такой размер арены и сегодня соблюдается во всех цирках мира. Главным аттракционом его представлений была вольтижировка, но со временем, чтобы привлечь больше зрителей, Астлей начал включать в программу выступления шутов, жонглеров, акробатов, канатоходцев и музыкантов.

После успеха шоу на родине, англичанин открыл цирк в Париже, а затем еще в 18 городах Европы. Правда, он называл свои заведения «амфитеатрами», а слово «цирк» вошло в обиход несколько позже.

Покорив Европу, цирковое искусство стало завоевывать мир (его популярности во многом содействовало появление передвижных цирков-шапито). В 1793 году открылся первый цирк в США, а спустя сто лет здесь появилось «Лучшее шоу на Земле Барнума и Бейли» — одно из самых известных и старейших в мире шапито, которое просуществовало 146 лет. Визитной карточкой шоу стали уникальные номера с дрессированными слонами.

С развитием популярности цирка увеличивалось и количество цирковых жанров, усложнялась программа артистов. В начале XX века в цирке появились коверные клоуны, выступающего в паузах между номерами, и клоуны-дрессировщики, из зверинцев сюда перешли укротители. Огромный скачок произошел в жанре воздушной гимнастики: благодаря использованию страховочной сетки артисты смогли исполнять более зрелищные трюки, в том числе перекрестный полет. Для выступлений канатоходцев пеньковый канат заменили на более прочный металлический трос, который выдерживал сложные акробатические пирамиды. Новый атрибут для своих номеров — подкидную доску, увеличивающую высоту прыжка, — получили акробаты. А с технической революцией начали множиться аттракционы, основанные на использовании техники. Так появились «Гонки по вертикальной стене», «Полет из пушки на Луну» и многие другие.

 

Потехе — час

История и традиции цирка в России берут свое начало с выступления скоморохов, странствующих артистов, которые выступали на ярмарках и народных гуляниях. Они исполняли комические сценки на злобу дня и показывали публике дрессированных собак и медведей.

Новый виток в истории циркового искусства нашей страны связан с приходом к власти Петра I, благодаря которому в Петербурге, а затем и в Москве начала развиваться светская жизнь. Большое распространение получили ярмарочные балаганы на народных гуляниях, на которых выступали акробаты, гимнасты, жонглеры. Стали популярны театрализованные конные карусели, кавалькады и другие конные зрелища. Но в организации стационарных цирков Россия все еще отставала от Европы. Первые деревянные сооружения для цирковых представлений были построены в Петербурге и Москве в середине XIX века, однако они не отличались особыми удобствами и просуществовали недолго. Поэтому старейшим российским цирком принято считать цирк братьев Дмитрия, Акима и Петра Никитиных. С самого детства они путешествовали по Поволжью, зарабатывая на жизнь жонглерством и музыкальными представлениями. Каждый из них выполнял свою роль. Аким был главным комедийным персонажем, выступал как клоун и играл на разных музыкальных инструментах. Петр удивлял зрителей физической силой и ловкостью, а Дмитрий был балагуром-ведущим.

В 1873 году братья выкупили у владельца странствующего цирка Эммануэля Баранека его предприятие, а спустя три года построили в Саратове деревянное здание, вывеска на котором гласила «Первый Русский цирк братьев Никитиных». В этом здании Саратовский цирк просуществовал до 1928 года.

Первый в стране каменный цирк, спроектированный с учетом цирковой специфики, появился в столице Российской империи лишь в 1877 году по инициативе Гаэтано Чинизелли, в свое время выступавшего наездником в знаменитой цирковой труппе Карла Гинне. Здание цирка неоднократно перестраивалось, но сохранилось в Петербурге на том же месте — на набережной реки Фонтанки. В Москве каменный цирк на Цветном бульваре открылся спустя три года. Сегодня он носит имя Юрия Никулина.

 

Большие перемены

XX век стал непростым периодом в истории цирка. С появлением кино и телевидения во многих странах он утратил статус главного народного развлечения. Новая волна популярности пришла к нему только в конце 1980-х годов, когда Ги Лалеберти и Жиль Сент-Круа основали в Монреале известный сегодня на весь мир Cirque du Soleil.

Однако в нашей стране цирковое искусство, наоборот, переживало расцвет. После революции 1917 года новая власть усмотрела в нем мощный идеологический потенциал, и уже к 1925 году по стране работало семнадцать цирков. Чтобы решить вопрос с кадрами, были организованы курсы для подготовки артистов, позже ставшие Государственным училищем циркового искусства.

В послевоенные годы профессионализм артистов советского цирка достиг небывалого уровня. На Первом международном фестивале циркового искусства в Варшаве, который прошел в 1955 году, первое место заняла программа СССР. Новую высоту взяла и советская клоунада — один из сложнейших цирковых жанров. Образы, созданные Алексеем Румянцевым, Олегом Поповым, Юрием Никулиным, Михаилом Шуйдиным, Леонидом Енгибаровым навсегда вошли в историю мирового цирка.

Современные цирки в России все еще придерживаются стандартов, заданных в советское время, но при этом постоянно развиваются и следуют веяниям времени. Благодаря развитию цифровых технологий программы становятся более яркими и зрелищными, а технические новинки позволяют усложнять и совершенствовать номера артистов. Неизменным остается лишь размер арены цирка.