Это интересно


В стиле «эко»

Трудно вспомнить, в какой момент мы устали от синтетических тканей, почувствовали в воздухе запах выхлопных газов и пары бытовой химии, испытали муки совести по отношению к пушной живности, обнаружили, что ресурсы нашей планеты не бесконечны, и наконец осознали, что природу надо беречь. Факт в том, что тренд на осознанное потребление окончательно завоевал мир.

В начале лета в столице открылся первый в России pop-up-проект Pangaia от дизайнера Мирославы Думы. В числе патентов Pangaia — альтернатива хлопку из эвкалиптовой мякоти и порошка морских водорослей, пух из засушенных полевых цветов, технология обработки волокон маслом перечной мяты и методика создания чернил для принтов из грязного (!) воздуха. На принтах — краткая информация о том, из чего сшита вещь и как ее можно переработать. Другими словами, устойчивая мода (sustainable fashion) во всех ее проявлениях.

Вторая жизнь вещей

Сегодня практически все известные бренды, в том числе российские, выпускают одежду экологической направленности. В «зеленой» моде можно выделить несколько тенденций. Первопроходцами стали дизайнеры, ратовавшие за натуральные материалы: генетически немодифицированные хлопок, лен, бамбук, конопля, чистая шерсть, ткань, изготавливаемая из кукурузы, должны быть получены без участия пестицидов и других химикатов и обработаны столь же натуральными отбеливателями и красителями. Однако сегодня для того, чтобы соответствовать принципам sustainable fashion, этого недостаточно.

Экологичнее перерабатывать пластиковый мусор, вторсырье и старые поношенные вещи. Это направление, целью которого является уменьшение отходов, засоряющих нашу планету, получило название «апсайклинг». Например, компания Uniqlo делает ставку на переработку пуха. Их старых пуховиков вынимают пух, очищают его и используют при пошиве новых курток. Это не только экологично, но и существенно снижает производственные затраты. Известный бренд товаров для спорта и туризма Nord Face совместно с дизайнером Кристофером Рейберном выпускает сумки из переработанных палаток для походов. Несколько лет назад шведская компания H&M, выпускающая одежду в сегменте массмаркета, представила женскую коллекцию Conscious Exclusive, которая создана из пластиковых отходов, собранных на пляжах. Основу линейки составила вечерняя одежда, а одним из лиц коллекции стала Наталья Водянова. Следят за трендами переработки и люксовые марки. Bottega Veneta создала линейку полностью биоразлагаемой обуви из переработанной резины.

Российские дизайнеры (правда, по большей части локальные) также практикуют апсайклинг. Петербургская марка Jeans Revision скупает качественный деним у благотворительных магазинов (таких, как сеть «Спасибо!») и шьет из него жакеты, платья, фартуки и поясные сумки. Некоторые марки и вовсе обходятся без привычных материалов. Бренд Polyarus, поставщиками которого являются обычные шиномонтажки, делает из камер андеграундные рюкзаки, шоперы и кросс-боди. Несколько лет назад сумки из уличных баннеров выпустил Пушкинский музей. Плакаты, анонсировавшие выставки, превратились в сувенирные аксессуары.

Мода для веганов

Еще одни представители «зеленой» моды — дизайнеры, выпускающие одежду и обувь «для вегетарианцев», то есть без использования материалов животного происхождения. Одной из первых этот тренд подхватила Стелла Маккартни. В ее компании не используют мех и натуральную кожу с момента ее основания, а также разрабатывают новые материалы, которые несут меньший вред природе.

Известная актриса Натали Портман создала веганскую линию обуви Te Casan. Без натуральной кожи решила обойтись и марка Nanushka. Об отказе от натурального меха в своих вещах недавно объявили крупнейшие модные дома Gucci, Polo Ralph Lauren, Giorgio Armani, Alexander McQueen, Prada и Balenciaga.

Философия дизайнеров-веганов полностью противоречит убеждениям приверженцев натуральных тканей. Однако до сих пор никто не может разрешить спор, что на самом вреднее для природы: использовать натуральную кожу или синтезировать из нефти искусственную.

Медленно, но верно

Отечественный бренд NNedre, специализирующийся на базовой одежде, стремится к экологической осознанности «по всем фронтам». Создательница компании Нелли Недре недавно объявила о переходе на новую модель медленной моды (slow fashion — отказ от массового потребления и переход на покупку небольшого количества качественных вещей): она сокращает коллекции и создает только те вещи, за которыми целенаправленно идет покупатель. Это позволит избежать перепроизводства. Кроме того, для создания одежды в том числе используется переработанный пластик, а после пошива компания сортирует отходы и превращает остатки ткани в полезные и функциональные вещи: одежду для детей, аксессуары.

Принципов медленной моды придерживается и другой российский бренд so.simple.store. Дизайнер Алена Подгорная создает коллекции вещей по принципу универсальности. Главное — долгоиграющий дизайн, который будет актуален несколько сезонов подряд.

На западе компании, призывающие к отказу от массового потребления, появились давно. Среди пионеров можно назвать марки Patagonia, People Tree, Reformation, Thought Clothing, PACT.

Вообще, главные пропагандисты slow fashion — это секонд-хенды и винтажные магазины. В Европе они стали серьезным конкурентом массмаркету. Их оборот растет в 20 раз быстрее, чем у магазинов обычной одежды. Что важно, на изготовление вторичных вещей не требуются дополнительные ресурсы, следовательно, сокращается углеродный след.

Дизайнеры против изменения климата

Снижение вредных выбросов от производства — еще один «кит», на котором держится устойчивая мода. Согласно исследованиям, fashion-индустрия ответственна как минимум за 10% выбросов парникового газа в атмосферу (а к 2030 году этот показатель может вырасти в пять раз). Пару сезонов назад известная эко-френдли-дизайнер Габриэла Херст организовала первый показ с нейтральным выбросом углерода во время Недели моды в Нью-Йорке. При этом около 25% ее коллекций создается из «мертвого» сырья — материалов, которые раньше могли оказаться на свалке.

В конце 2018 года 43 известные компании, в том числе Adidas, Esprit, Guess, Gap, Hugo Boss, H&M, Levi Strauss & Co. и Puma, подписали Хартию индустрии моды за борьбу с изменением климата. Согласно документу, к 2030 году участники соглашения должны сократить выбросы парниковых газов на 30%. Кроме того, начиная с 2025 года компании начнут поэтапно снижать использование бойлеров, работающих на каменном угле.

Еще более амбициозные планы у модного дома Burberry, который задался целью стать полностью безвредной в производстве маркой к 2040 году. Следующие 19 лет бренд будет уменьшать потребление природных ресурсов, сокращать выбросы и инвестировать в восстановление окружающей среды.

В целом мировая мода перестраивается на экологические рельсы пока лишь частично. Представители индустрии считают, что для окончательного перехода на sustainability потребуется около 10 лет, поддержка со стороны государств и, что очень важно, покупателей. Фабрики должны приобретать профессиональное перерабатывающее оборудование, покупатели — подходить к выбору одежды осознанно, не выбрасывать изделия, а отдавать их на переработку, а дизайнеры — взаимодействовать с экспертами по экологии. Ну и запускать экологичное производство осознанно и навсегда, а не в качестве рекламного хода.