Месяц в городе


Хелависник

Статья. Хелависа в клубе "16 Тоннг"

Фолк-певица Хелависа отметит свой день рождения традиционным акустическим концертом в клубе «16 Тонн».

Кроме Хелависы (Наталья О’Шей) на сцену выйдут гитарист и соавтор певицы Сергей Вишняков, а также музыканты «Мельницы». Основа программы — новый сольный альбом Хелависы «Люцифераза», представленный весной этого года. Как отметили критики, альбом очень лиричный, но больше напоминает сборник каверов, записанный «для души». Из десяти треков пластинки авторство Хелависы только у половины. Зато на «Люциферазе» есть песни Владимира Высоцкого, Александра Башлачева, Дмитрия Ревякина и не только.

Наталья О’Шей — певица, филолог, писательница. Наибольшего успеха добилась в составе собственной фолк-рок-группы «Мельница», которую собрала в 1999-м. У команды вышло семь студийных альбомов. Хелависа — дважды лауреат премии «Чартова дюжина», в 2015 и 2017 гг. В 2004-м Наталья вышла замуж за ирландского культ-атташе Джеймса Корнелиуса О’Шей и с тех пор в основном проживает в Европе. В 2013-м в «Эксмо» вышел фантастический роман в жанре стимпанк «Ангелофрения», написанный Натальей в соавторстве с Максимом Хорсуном.


Недетское веселье

Статья. Инди-группа "Самое большое число".

Инди-группа «Самое большое простое число» выступит в «ГлавClub Green Concert» 29 сентября.

Весной у команды вышел десятый студийный альбом «Мы не спали, мы снились». К общему ироничному настрою, свойственному текстам и музыке Кирилла Иванова, в этот раз добавилась глубина, несмотря на привычный тон залихватского диско. Возможно, дело в банальном взрослении, возможно — в джентльменской сдержанности, вызванной появлением в СБПЧ новой участницы, вокалистки Евгении Борзых. До того Евгения несколько лет занималась преимущественно сценой: с 2012-го она в составе труппы Театра Олега Табакова. Правда, еще раньше, в конце 2000-х, Борзых была признана журналом «Афиша» одной из лучших молодых певиц, будучи вокалисткой команды Dsh! Dsh! Не исключено, что театральный опыт Евгении тоже повлиял на творчество СБПЧ. Пример — видео на песню «У нас есть всё».

Группа СБПЧ была создана в 2006-м силами журналиста Кирилла Иванова, а также участниками IDM-дуэта «Елочные игрушки» Александром Зайцевым и Ильей Барамией. Сейчас из прежнего состава кроме Иванова остался только Барамия, который совмещает СБПЧ с собственными проектами — например, хип-хоп-дуэтом «Аигел».


Метал и лира

Статья. In Extremo на сцене "ГлавClub Green Concert".

Немецкие фолк-металлисты In Extremo выйдут на сцену «ГлавClub Green Concert» 28 сентября.

Берлинцы In Extremo — это как Rammstein, только с волынками, колесными лирами, губными гармошками и прочими фолк-атрибутами. Но в России их любят не меньше, а то и больше — это тем более логично, что In Extremo время от времени поют на русском. Их последний по счету альбом Quid pro quo (2006) записан при участии Московского казачьего хора: казаки поют в песнях Roter Stern и «Черный ворон». «Россия для меня как кусочек родины, знакомый еще с детства, — рассказывает вокалист Михаэль Райн. — Это суровая страна с теплым сердцем, и к тому же это одно из самых красивых мест в мире».

Впрочем, языковой экзотики у In Extremo предостаточно: в репертуаре группы есть песни на валлийском, старофранцузском и даже латинском языках. Сейчас в команде задействовано семь музыкантов, почти каждый из которых играет на нескольких инструментах, в том числе средневековых. За свою 23-летнюю карьеру группа записала дюжину альбомов, несколько из них становились «золотыми».


Любовь по Сервантесу

Статья. Спектакль "Театр чудес".

Театр Наций начинает новый сезон с премьеры спектакля «Театр чудес» по интермедиям Сервантеса. Постановку можно будет увидеть 11, 12 и 13 сентября.

С этим спектаклем в Театре Наций дебютирует режиссер Денис Бокурадзе, худрук новокуйбышевского театра-студии «Грань». Спектакли этого провинциального театра в последние годы регулярно получают «Золотые маски» — например, «Корабль дураков» (2017) и «Король Лир» (2018). Но на московской сцене Бокурадзе дебютировал в прошлом году, поставив в Театре на Таганке «Старшего сына» по пьесе Александра Вампилова.

Для своего дебюта в Театре Наций режиссер выбрал три интермедии Сервантеса, сквозная тема которых — любовь. «Спектакль „Театр чудес“ для меня — вторая часть триптиха о любви, — говорит Бокурадзе. — Первая, наш „Корабль дураков“, была посвящена любви плотской. А Сервантес — это любовь поэтическая. Вы спросите: „Театр чудес“ — а какие там будут чудеса? Чудеса будут! Но это чудеса не технические. Я в этом спектакле делаю ставку на актера. Ведь актер — настоящее чудо в театре».

В ролях — актеры театра-студии «Грань» Юлия Бокурадзе и Сергей Поздняков.


Закон как жест

Статья. Перформанс "Конституция".

Премьерой перформанса «Конституция» 6 сентября откроется новый сезон в Центре имени Вс. Мейерхольда. Перфоманс приурочен к 25-летию Основного закона России.

«Конституция» — попытка взглянуть на основополагающий документ Российской Федерации беспристрастным взглядом переводчика и прочитать его всеми возможными способами. Основной из них — перевод документа на язык жестов. Движения рук переводчика при этом визуализируются как графическая партитура. Перформеры следуют этой партитуре, транслируя текст не только голосом, но и телом.

Центральное положение Конституции — о равенстве всех граждан перед законом — реализовано посредством того, что перформеры и зрители находятся в едином пространстве и «проживают» текст закона все вместе. Зритель вправе участвовать или не участвовать в этом «новом рождении» Конституции, волен выбрать или изменить точку зрения, остаться или уйти.

Куратор и архитектор проекта –– Сергей Морозов, работавший в жанре перфоманса с различными российскими и зарубежными театральными площадками. Танцевальный куратор –— Алена Папина, выпускница Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. Драматург –– Карина Бесолти, стипендиат проекта Гёте-института Next stage Europe.


Пионеры модернизма

Статья. Выставка фотографа Эзры Столлера.

В Центре фотографии им. братьев Люмьер 20 сентября открывается выставка известного американского архитектурного фотографа Эзры Столлера.

На протяжении десятилетий фотограф Эзра Столлер (1915–2004) работал с ведущими американскими архитекторами-модернистами, среди которых  Фрэнк Ллойд Райт, Людвиг Мис ван дер Роэ, Луис Кан, Ле Корбюзье, Пол Рудольф, Марсель Брейер. Зодчие даже придумали специальное понятие для архитектуры, попавшей в объектив Эзры: cтоллеризировано (stollerized). Столлер стал первым фотографом, получившим в 1961-м золотую медаль Американского института архитектуры с формулировкой за «формирование нашего восприятия современной архитектуры».

В Центре покажут знаковые архитектурные строения эпохи модернизма, снятые Эзрой Столлером: Музей Соломона Гуггенхайма, музей американского искусства Уитни, небоскребы Манхеттена, терминал авиакомпании TWA аэропорта Джона Кеннеди, знаменитый «Дом над водопадом», капелла Роншан и многие другие. Экспонаты — черно-белые фотографии фотографа, сделанные в 1930–1970-х годах.


Эстетическая психотерапия

Статья. Выставка К.Прюмм.

Выставка немецкой художницы Кристель Прюмм будет проходить на «Винзаводе» в Totibadze Gallery до 16 сентября.

Прюмм по образованию психотерапевт, поэтому ее особый интерес в творчестве — то, как воспринимают картины на интеллектуальном и эмоциональном уровнях. Большая часть работ немки сделана по итогам психотерапевтических сеансов. В своих абстрактных работах Прюмм воплощала опыт и переживания, полученные в течение дня. Цветопередача, полагает художница, зависит от настроения, поэтому ей часто приходилось переделывать свои работы для того, чтобы цвета начинали жить. В технике Прюмм есть место бумаге и холсту; фактуру она прорабатывает с помощью кисти, шпателя и валика.

Кристель нередко замечала недоумение на лицах зрителей, которые читали подписи к ее работам. Выяснилось, что многие находили в картинах совершенно иной смысл, нежели заложенный художницей в название. Так и родилась идея представить выставку noname-работ, чтобы оставить зрителям место для собственной интерпретации.

Кристель Прюмм родилась в Лимбург-ан-дер-Лан (Гессен, Германия) в 1946 году. Ее персональные выставки проходили в Германии, Греции, Италии и России.


Пиксельная реальность

Статья. В МАММ выставка Уно Моралеса.

В МАММ 6 сентября открывается выставка российского графика и аниматора Уно Моралеса.

К середине 2000-х Моралес стал широко популярным в интернете иллюстратором, особенно в сообществах, посвященных японской культуре, независимым комиксам и авторским хоррор-фильмам. В 2017-м издание The Calvert Journal включило Уно Моралеса в топ New East 100, объединяющий лучших по мнению редакции современных художников, дизайнеров и визионеров из Восточной Европы.

В своих работах Моралес сочетает сюрреалистическую атмосферу с антуражем советских 1980-х, стилистикой видеоигр и японской манги 1970–1990-х годов. Злодеи из лагерных страшилок и потусторонние создания оживают на фоне мрачных пейзажей времен перестройки. Стиль Моралеса отличает чуткость к мельчайшим деталям, тщательная проработка персонажей, окружающей среды и ситуаций.

Первая масштабная выставка художника в России — «О том, что помнишь, позабудь» — займет целый этаж МАММ. Будут представлены основные серии, созданные Моралесом за последние десять лет.


Удав против Железной головы

Статья. UFC Fight Night Moscow в СК "Олимпийский".

Главный бой турнира UFC Fight Night Moscow, который состоится 16 сентября в СК «Олимпийский», — схватка тяжеловесов Марка Ханта и Алексея Олейника.

И Хант, и Олейник — легенды миксфайта. Обоим уже за сорок, и оба доказали все, что можно было доказать. Это, впрочем, не умаляет значимости боя. Сегодня Марк Хант занимает восьмую строчку в рейтинге тяжеловесов UFC. За 14-летнию карьеру среди его соперников были Алистар Оверим, Стип Миочич, Федор Емельяненко, Вандерлей Сильва и Мирко Филипович. Ханта помимо выдающейся боевой мощи и отличной кикбоксерской техники отличает еще и завидная непробиваемость: редко кому удавалось отправить Ханта в нокаут.

У Алексея Олейника опыт внушительнее — 22 года в ММА. Свое прозвище Удав он получил за исключительное мастерство в деле удушения противников. Большинство его побед выполнены как раз этим приемом, при этом душит он весьма разнообразно: «треугольником», «Иезекиилем», «ущемлением диафрагмы» и т. д.

«У российских спортсменов очень высокий уровень, — говорит Хант, — я сам когда-то боролся с одним из величайших российских бойцов, Федором Емельяненко… Если он [Олейник] переживет второй-третий раунд, его ждет долгая ночка. Я выиграю этот бой за счет своей техники и стиля борьбы».


Последний шанс

Статья. Матчи Кубка Дэвиса можду командами России и Белоруссии.

На Малой спортивной арене «Лужников» 14 и 15 сентября пройдут матчи Кубка Дэвиса между мужскими командами России и Белоруссии.

Победитель встречи сохранит за собой право продолжить борьбу в первой региональной группе Кубка Дэвиса. В начале апреля мужская сборная России в домашнем матче первой евро-африканской группы потерпела поражение от Австрии со счетом 1:3. Россия считалась фаворитом: за австрийцев не смог выступить их лидер Доминик Тим, бывшая четвертая ракетка мира в одиночном разряде. Все же игроки нашей сборной — Карен Хачанов, Андрей Рублев, Даниил Медведев и Евгений Донской — входят в лучшую сотню одиночного рейтинга (первые трое — вообще в топ-50), тогда как у лучшего из австрийцев Себастьяна Офнера всего лишь 141-й номер. В итоге героем того матча неожиданно стал 36-летний Юрген Мельцер, теннисист из шестой сотни мирового рейтинга.

Предыдущая встреча команд в «Лужниках», в апреле 2016 года, состоялась в рамках плей-офф Мировой группы Кубка Федерации: тогда команда Белоруссии обыграла Россию.