Месяц в городе


Бристольский антигерой

Статья.

Один из патриархов трип-хопа британский музыкант Tricky выступит на сцене «Главclub Green Concert» 10 марта.

Tricky, он же Эдриан Тоус, — специалист по самой жесткой версии так называемого бристольского саунда, или трип-хопа. К примеру, с теми же Massive Attack кроме родины и пары коллабораций его объединяет разве что пристрастие к трехдольному метру (да и тот уже едва ли можно считать определяющим) и не слишком жизнерадостный настрой. Однако в случае с Tricky, повидавшим на своем веку всякое, включая гангстерские будни, настрой этот более или менее понятен. С другой стороны, в карьере музыканта были и светлые периоды — скажем, романтические отношения с Бьорк или коллаборации, зачастую весьма неожиданные, — с Garbage, Red Hot Chili Peppers, Дэймоном Албарном и не только. Именно «фитами» примечателен и последний по счету альбом Tricky Ununiform, выпущенный осенью 2017-го.

На тринадцатом студийнике британца отметились российские исполнители Скриптонит и Тати (трек Blood of My Blood), а также Баста (The Only Way). Tricky, собственно, никогда и не скрывал своей любви к русскому рэпу, а Москву вообще считает лучшим городом в мире. Новый альбом музыкант частично записал во время трехнедельного пребывания в столице зимой 2016-го.


Альтернативная Ёлка

Статья.

Концерт неофициального лидера русской «нестыдной попсы» Ёлки состоится в клубе «16 Тонн» 29 марта.

Поклонники певицы, заждавшиеся нового альбома (последний, «#Небы», вышел в 2015-м), в начале года были в основном приятно удивлены: ритм-энд-блюз-группа «Яаvь», представившая в январе одноименную дебютную пластинку, оказалась сайд-проектом украинской исполнительницы. «Яаvь» напоминает самые модные образцы жанра, от Джесси Уэйр до The Weeknd. Вместе с тем свой самобытный голос Ёлке не спрятать (даже с учетом вполне удачной эволюции стиля) — как раз он и придает новой работе приятную узнаваемость. Релиз снабжен красочным видео к треку «Вылечи мою любовь» с контемпом и боди-артом.

В этом году Ёлка отправилась в свой первый большой тур по стране, что несколько удивительно для неоднократной лауреатки главных музыкальных премий России (включая несколько наград «Золотой граммофон»). В послужном списке певицы, кроме того, пять студийных альбомов, а также участие в фильмах «Джентльмены, удачи!» (2012), «Схватка», «Про любовь» и других.


Старлетка XIX века

Статья.

В Электротеатре Станиславский 27 и 28 марта — премьера спектакля Ольги Великановой «Таланты и поклонники» по пьесе Александра Островского.

В одном из передовых столичных театров, который обновляет российскую сцену, пожалуй, как никакой другой, Ольга Великанова решила поставить хрестоматийную пьесу позднего Островского в антураже, максимально приближенном к аутентичному. Но ретрокостюмами и аскетическими декорациями аутентичность и ограничивается. Главная идея пьесы у Великановой заметно смещена, если не перевернута.

У Островского молодая актриса Негина, колеблясь между любовью и карьерой, выбирает второе (посредством ангажемента богатого и нелюбимого жениха преклонных лет). У среднестатистического зрителя конца XIX века такой шаг вызвал скорее отрицательную этическую оценку. У Великановой же старлетка, как подчеркивается, не прогадала, оставшись верна своему собственному таланту. Впрочем, во времена Островского театр был развлекательным жанром, а профессия актрисы ценилась невысоко (не говоря уже о моральных качествах актрис). Сегодня же театр — одно из самых новаторских искусств, и служение ему достойно, возможно, не меньшего уважения, чем потакание своим нейробиологическим слабостям. Вопрос о средствах, однако, до сих пор остается открытым.


Мама-анархия

Статья.

В Центре им. Вс. Мейерхольда 20 и 21 марта можно будет посмотреть спектакль-оммаж русскому року.

Постановка режиссера Дмитрия Мышкина «Русский рок» позиционируется как посвящение всему пантеону русского рока сразу, сделанное в эстетике проекта «Поп-механика» Сергея Курёхина. Спектакль состоит из отрывков интервью, стихов и музыки эпохи «дворников и сторожей» — кодов поколения свободных людей, чья молодость прошла в не очень свободной стране. Сценография и само действо подчинены иррациональности и абсурду. Зрителей предупреждают, что перед ними в любой момент вдруг могут начать танцевать, раздеваться, расплескивать портвейн или умываться углем. Сменяющие друг друга сцены-картины складываются по замыслу авторов в общее воспоминание о «времени колокольчиков». Среди героев — Егор Летов, Виктор Цой, Илья Кормильцев, Олег Гаркуша, Борис Гребенщиков, Янка Дягилева, Александр Башлачёв, Антон Адасинский, Майк Науменко, Петр Мамонов, Юрий Шевчук и, разумеется, Сергей Курёхин. Создатели спектакля — участники экспериментального столичного театра «Эскизы в пространстве».


Легенды соц-арта

Статья.

В Московском музее современного искусства 23 марта откроется ретроспектива основателей соц-арта Виталия Комара и Александра Меламида.

Выставкой легендарных Комара и Меламида ММОМА продолжает серию ретроспектив крупнейших фигур отечественного постмодернистского искусства. Задача этого проекта, который курируют Иосиф Бакштейн и Андрей Ерофеев, — наиболее полно представить и проанализировать наследие основателей соц-арта. В экспозиции, охватывающей период с 1972 года до распада дуэта в 2003-м, — живопись, объекты, инсталляции, документации перформансов, а также тексты художников. Кульминацией проекта, как сообщается, станет реконструкция (или «реэнэктмент») выставки 1992 года «Монументальная пропаганда», в которой Комар, Меламид и приглашенные ими художники представили работы, переосмыслявшие наследие монументального искусства эпохи тоталитаризма.

Выпускники Строгановского художественного училища Виталий Комар и Александр Меламид — общепризнанные «изобретатели» соц-арта, направления современного искусства, в котором соединились внешняя монументальная форма соцреализма и ирония поп-арта, подчас весьма язвительная. В конце 1970-х художники эмигрировали в США, где и живут до сих пор.


Апология телесного

Статья.

В ГМИИ им. А. С. Пушкина 5 марта открывается выставка «Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд и Лондонская школа» с произведениями из коллекции Галереи Тейт.

В экспозиции — около 80 произведений; кроме «хедлайнеров» Бэкона и Фрейда будут представлены работы Франка Ауэрбаха, Дэвида Бомберга, Рональда Китая, Леона Коссофа, Майкла Эндрюса. Термин «Лондонская школа» был придуман Рональдом Китаем в 1976 году. Он объединял художников, которые начиная с 1950-х развивали традицию фигуративной живописи — в противовес царившим в то время абстракционизму, концептуализму и поп-арту. В центре внимания мастеров Лондонской школы было человеческое тело. Кроме того, художники увлекались городским пейзажем, разрабатывая сложные сюжеты и обращая особое внимание на динамику и эстетику социальных отношений. А основные средства, которые они использовали, — масляные краски и холст. Это «консервативное» искусство развивалось параллельно тогдашней моде, которая если и интересовалась живописью, то беспредметной, а самыми актуальными методами художественного высказывания западная арт-критика считала на тот момент перформансы и хеппенинги.

Несмотря на мировую безвестность сначала, художники школы были популярны в Лондоне, и ценность их картин на местном арт-рынке постепенно росла. В начале 1970-х, когда к Фрэнсису Бэкону пришла мировая слава, его соратников по Лондонской школе стали жаловать и за пределами британской столицы.


Весь Репин

Статья.

На трех этажах Новой Третьяковки 16 марта начнет работу масштабная выставка с произведениями Ильи Репина (1844–1930).

Кроме знакомых всем со школы картин «Бурлаки на Волге», «Не ждали», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» можно будет увидеть малоизвестные работы Репина, которые, как обещают организаторы, станут настоящим открытием — во всяком случае, для московской публики. Один из примеров — гастроли крупноформатной картины «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» из Русского музея. Всего в экспозиции значится более 170 живописных полотен и более 130 графических работ из 26 музеев России и зарубежья, а также из частных собраний.

Илья Репин считается одним из тех отечественных живописцев, которые смогли наиболее выразительно передать «великорусскую» тему в самых разных жанрах, от пейзажа до портрета. Но именно портреты особенно ценились современниками художника, которые говорили, что «все пишут портреты, а Репин — людей». В репинском портретном пантеоне — Всеволод Гаршин, Модест Мусоргский, Афанасий Фет, Иван Павлов, Василий Суриков.


Ударная весна

Статья.

В клубе Sillycat 10 марта состоится второй турнир по смешанным единоборствам
R-One Selection MMA.

В качестве главного поединка заявлен бой тяжеловесов (до 93 кг) Богдана Булаха и Романа Гудочкина. Булах родом из Керчи, обладатель Кубка мира по боевому самбо, а также чемпион Европы по универсальному бою, чемпион Украины по панкратиону, джиу-джитсу и грепплингу. Послужной список в лиге R-1: 14 побед и 4 поражения. MMA-портфолио борца Романа Гудочкина из Твери скромнее: 6 побед и 2 поражения. Тем не менее Булах отдает должное сопернику: «Роман — человек целеустремленный, видно, что к бою подходит с холодной головой и грамотным расчетом. Думаю, зрителям мы покажем настоящее шоу!»

Также в программе вечера бои Айема Хабирова и Петра Берга (61 кг), Станислава Ермолова и Тахира Давудгаджиева (66 кг), Шакирмамата Айжигита и Ильи Варварского (71 кг), Максима Курзенкова и Вячеслава Рябова (93 кг).

Серия турниров R-One Selection MMA проводится с 2018 года под эгидой Федерации смешанных ударных единоборств России R-1.


Максимальный экстрим

Статья.

В «Лужниках» 30 и 31 марта пройдет 12-й фестиваль экстремальных видов спорта «Прорыв».

На Малой спортивной арене «Лужников» установят 17-метровые конструкции, а специальная трасса займет арену комплекса целиком. Среди основных дисциплин фестиваля — фристайл на мотоцикле (FMX) и на снегоходе, а также велодисциплины ВМХ и МТВ, трюковое катание на самокатах (kick scooter), роликах (agressive inline skating) и скейтбординг. В числе именитых зарубежных участников — Энди Бакворт (призер соревнований X-Games и DewTour, второй в мире спортсмен, которому удалось сделать двойное сальто вперед) и Райн Уилльямс, член команды легенды мотокросса Трэвиса Пастраны Nitro Circus.

Фестиваль «Прорыв», который проводится уже более десяти лет, считается главным российским событием в мире экстремального спорта — как по уровню участников, так и в плане сложности программы. Гостям фестиваля предлагают зрелищные соревнования с участием лучших спортсменов планеты, которые демонстрируют свое мастерство в мотофристайле, маунтинбординге, дрифтинге, воркауте, паркуре, роллерспорте, велотриале, фристайле и других дисциплинах.