Месяц в городе


Васильев и Co

«Сплин» исполнит программу из песен альбома «Ключ к шифру» в подмосковных Дмитрове («Парк Экстрим», 27 января) и Раменском (КДЦ «Сатурн», 28 января).

Презентация последней пластинки растянулась на год с лишним и значительно расширила географию питерской группы — от Дублина до Иваново. В последние месяцы «Сплин» всерьез взялся за уездные города России и СНГ. Из нового в программе — недавно представленный сингл «Тепло родного дома», лиричная (по звучанию), а по смыслу отчасти ехидная композиция, способная тронуть всех эмигрантов и «понаехавших», следящих за судьбой исторической родины с экранов смартфонов.

«Ключ к шифру» — четырнадцатый альбом команды, выпущенный в сентябре прошлого года. Большинство критиков сошлись на том, что в новой работе «ничего нового» — все тот же Александр Васильев, все те же аккорды и, в общем, та же музыка (несмотря на различные ухищрения вроде саксофона, хоралов и терменвокса Николая Ростовского). Впрочем, ряд критиков со стажем, наоборот, видят в этом скорее стабильность и мастерство и решительно ставят «Сплин» на одно место с классиками — «Аквариумом» и «ДДТ».


 

Рок-академизм

Скрипач и композитор Алексей Айги выступит со своим ансамблем «4’33"» в Центральном доме художника 21 января.

Айги — один из самых востребованных отечественных композиторов-минималистов последних 20 лет. Он написал музыку к более чем полусотне фильмов и телесериалов, начиная со «Страны глухих» (1997) Валерия Тодоровского и заканчивая российско-португальским многосерийным байопиком «Мата Хари» (2016). За свои саундтреки он исправно получает «Ники» — их у Айги уже четыре, не считая нескольких «Золотых орлов» и «Белых слонов».

Коллектив «4’33"» существует с 1994 года. Название отсылает к заглавию знаменитой музыкальной пьесы Джона Кейджа, в которой на протяжении 4 минут и 33 секунд «звучит» тишина. Что бы ни исполняли «4’33"», напоминают они не столько академический ансамбль, сколько рок-группу со струнными — сказывается, вероятно, наличие полноценной ритм-секции. В репертуаре композиции из фильмов, импровизации, а также произведения ведущих минималистов: того же Кейджа, Стива Райха, Курта Вайля, Терри Райли, кроме того, музыка Фрэнка Заппы и Джими Хендрикса. В дискографии Айги немало совместных записей с немецким пианистом Дитмаром Бонненом, в том числе переложения средневековых сочинений. Алексей Айги написал саундтреки к ряду картин немой классики: «Метрополис» Фрица Ланга, «Девушка с коробкой» Бориса Барнета, «Кукла» Эрнста Любича и другим.


 

Хардкор жив

Американская рок-группа Falling in Reverse выйдет на сцену «Главклуба» 3 февраля.

Музыканты приезжают с новым альбомом Coming Home, релиз которого состоялся весной 2017-го. Теперь пост-хардкор у Falling in Reverse стал чуть «мягче», благозвучнее и мелодичнее, а вокалист Рональд Радке, похоже, окончательно отказался от гроулинга. Профессиональные оценки новой пластинки разнятся от «кола с плюсом» (Classic Rock) до «отлично» (Kerrang!), что не мешает команде наращивать аудиторию, в России в том числе.

Falling in Reverse были созданы при не совсем обычных обстоятельствах — в тюрьме. Команду заочно сформировал будущий фронтмен Рональд (Ронни) Радке, отбывая в это время срок за соучастие в убийстве. Перед этим Радке несколько лет числился вокалистом Escape the Fate — до времени, когда команде, в связи с вышеназванными обстоятельствами, пришлось искать нового. Как и предыдущая команда Радке, Falling in Reverse начали с места в карьер. Популярности коллектив не в последнюю очередь обязан сомнительному бэкграунду вокалиста и вообще имиджу: на теле большого любителя татуировок Радке нет, что называется, живого места.


 

Воспитание чувств

На Основной сцене Театра им. В. Маяковского 8 и 19 января можно посмотреть премьерный спектакль «Пигмалион» по одноименной пьесе Бернарда Шоу.

«Пигмалион» (1913) — одна из самых успешных пьес ирландского драматурга. История о профессоре фонетики Генри Хиггинсе, на спор выводящего в люди цветочницу Элизу Дулиттл, стала рекордсменом по части постановок и экранизаций. Причем, несмотря на «актуальность и остросоциальность», пьеса универсальна с точки зрения политического и временного контекстов: в том или ином виде ее адаптировали (и продолжают это делать) для театра и кино в США, СССР и даже гитлеровской Германии.

Постановщик Леонид Хейфец чисто формально не стал мудрить с адаптацией: и время, и антураж в спектакле приближены к таковым первоисточника. Художник Владимир Арефьев, впрочем, добавил немного стимпанка в декорации — ненавязчивый постмодернистский ход, который помогает посмотреть на историю с должного ракурса. В ролях: Игорь Костолевский (Генри Хиггинс), Наталья Палагушкина (Элиза Дулиттл), Анатолий Лобоцкий и Евгений Парамонов (Пикеринг) и другие.

Сатира на все времена

В Театре на Малой Бронной 17 и 27 января — «Горе от ума» в постановке Павла Сафонова.

Здесь, напротив, действие классической комедии Александра Грибоедова перенесено в нынешнюю Москву. «Мы попытались, — говорит режиссер, — сохраняя авторский юмор, взглянуть на наше странное, искаженное время, когда люди все больше становятся похожими на призраков, выбирая вместо любви комфорт и карьеру».

Сатира в стихах на высшее московское общество начала XIX в. «Горе от ума» впервые была напечатана в сокращенном виде в 1825 году, без купюр — только в 1862-м. После выхода пьесы с ее рукописи было сделано порядка 40 тысяч копий, разошедшихся по России. Среди поклонников комедии (как и ее автора) был Александр Пушкин, который предсказал, что «половина стихов должна войти в пословицу». Он же потом сетовал: «Как жаль, что Грибоедов не оставил своих записок! Написать его биографию было бы делом его друзей; но замечательные люди исчезают у нас, не оставляя по себе следов».


 

Бэкстейдж мечты

В Центре фотографии имени братьев Люмьер 17 января открывается первая в России выставка известного американского фотографа Дугласа Киркланда «За кулисами».

В Большом зале представят фотографии со съемочных площадок Голливуда периода 1960–2010-х, а также серию с участием Мэрилин Монро, опубликованную в журнале Look в 1961-м и сделавшую фотографа знаменитым. Выставка охватит всю 60-летнюю карьеру фотографа, с акцентами на самых ярких ее этапах.

Дуглас Киркланд родился в 1934 году в Торонто. Свою карьеру начал как ассистент авторитетного фотографа Ирвина Пенна. В 1960-м был принят в штат американского журнала Look. Уже спустя год он сделал фотосессию с Мэрилин Монро в честь 25-летия издания. Фотограф вспоминал эту работу как «прекрасный танец», в котором Мэрилин была ведущей.

С начала 1960-х Киркланд документировал съемки около 170 блокбастеров и независимых фильмов: «Звуки музыки» (1965), «2001 год: Космическая Одиссея» (1968), «Буч Кэссиди и Санденс Кид» (1969), «Нью-Йорк, Нью-Йорк» (1977), «Выбор Софи» (1982), «Титаник» (1997), «Легенда о пианисте» (1998), «Мулен Руж!» (2001), «Австралия» (2008), «Великий Гэтсби» (2013) и множество других.


 

Школа на школу

В ГМИИ им. А. С. Пушкина представили в формате диалога картины передвижников и импрессионистов из коллекций крупнейших музеев России.

Два фундаментальных направления в художественной культуре Запада и России XIX века кураторы выставки «Передвижники и импрессионисты. На пути в ХХ век» сопоставляют на примере картин Эдуарда Мане и работ Ильи Репина и Владимира Маковского, Альфреда Сислея и Алексея Саврасова, Валентина Серова и Пабло Пикассо, Николая Ярошенко и Пьера Огюста Ренуара, Михаила Врубеля и Анри де Тулуз-Лотрека. За основу выставки взята научная публикация историка искусства Нины Дмитриевой (1917–2003) «Передвижники и импрессионисты». Президент ГМИИ Ирина Антонова отметила: «В первую очередь мы опирались на размышления и выводы Нины Дмитриевой о том, что оба художественных направления были конкретной формой творческого сознания, характерного для данного исторического периода, оба оказали влияние на дальнейшее развитие искусства».

Также в экспозиции известные произведения постимпрессионистов, современников и учеников импрессионистов: Поля Сезанна, Винсента ван Гога, Поля Гогена.


 

Меж двух чудовищ

Выставка «Сцилла vs. Харибда» художника Влада Кулькова и перформера Грехта Штаймана работает в Галерее Regina до 18 января.

Дуэт мифологических чудовищ, питавшийся проплывающими мимо их логова мореплавателями, в случае с выставкой — «символический и энигматический» образ. Экспозиция двойная, состоит из живописи Влада Кулькова и различных объектов Грехта Штаймана (Greht), которые объединены в сложносочиненный сплав, находятся «в ситуации „баттла“ между Чудищем памяти, без разбору поглощающим суть вещей, и Вортексом сознания, что расщепляет и трансформирует конструкты».

Владислав (Влад) Кульков (родился в 1986 году) — художник и куратор, выпускник СПбХПА. В 2007-м участвовал в Московской биеннале современного искусства. Выставляться начал в начале 2010-х. Работы представлены в коллекциях Московского музея современного искусства, The Hort Family Collection (USA), в персональных коллекциях в России и за рубежом. Живет в Санкт-Петербурге. Его партнер, «собиратель и перформер» Грехт Штайман — личность загадочная, не то выдуманная, не то крайне законспирированная.


 

Прелюдия к Олимпиаде

В ДС «Мегаспорт» с 17 по 21 января пройдет чемпионат Европы по фигурному катанию.

Для всех спортсменов, которые будут участвовать в соревнованиях, этот чемпионат — в первую очередь «генеральный прокат» перед Олимпиадой; для Москвы — еще и первый ЧЕ за более чем 50 лет. Олимпийский состав сборной России определится по итогам московского турнира.

Евгения Медведева, двукратная чемпионка Европы и мира (2016–2017), была допущена до нынешнего ЧЕ, минуя декабрьский чемпионат России, который проходил в Санкт-Петербурге, — чтобы восстановиться после травмы, полученной еще в начале сезона. По той же причине Медведева снялась в начале декабря и с японского этапа Гран-при.

Самое большое представительство (по 3 участника, включая пары) на чемпионате у России, Италии и Франции. На турнире дебютируют двукратные чемпионы мира в танцах на льду французы Габриэлла Пападакис и Гийом Сизерон. Среди других известных участников немецкие фигуристы Алена Савченко и Брюно Массо. Начнутся соревнования утром 17 января с короткой мужской программы; вечером, после церемонии открытия, на лед выйдут пары. Завершится ЧЕ 21 января по традиции показательными выступлениями. Подробнее о расписании: moscowec2018.ru.


 

Принять и обыграть

В рамках очередного тура баскетбольной Евролиги 1 февраля в ДС «Мегаспорт» московский ЦСКА встретится с «Реалом» из Мадрида.

Предыдущая встреча команд прошла в начале сезона, в октябре; ЦСКА тогда уступил, причем чувствительно — 82:69. Многие комментаторы в списке причин указывали на одну из ключевых — неготовность разыгрывающего защитника Серхио Родригеса, бывшего игрока как раз «Реала», на тот момент новичка ЦСКА. Однако сейчас Эль Чачо, похоже, полностью адаптировался, да и армейцы, судя по крайней мере по результату, в лучшей, чем испанцы, форме, к тому же занимают второе место в общем зачете, их противники — на восьмой позиции. К этому можно добавить и хорошую статистику вроде бы разыгравшегося Кайла Хайнса: реализация штрафных в матчах Евролиги у американского нападающего выросла на 15%. Хайнс говорит, что тренер Димитрис Итудис заставляет команду в каждом, даже рядовом, матче биться как за титул и что игроки вполне прониклись победным духом: «От нас многого ждут, и мы многого ждем, и от нас зависит, оправдаем ли мы ожидания. Наша цель — становиться лучше каждый день, стараться выиграть в каждом эпизоде, включая тренировки. Именно с таким настроем выходим на матчи и отдаем все, что имеем».