Месяц в городе


Отцовский рэп

Статья.

Заслуженные деятели отечественного хип-хопа «Каста» выступят 5 января в «Главclub Green Concert».

Вышедший в прошлом году альбом «Четырёхглавый орёт» — всего лишь третий студийник «Касты» за более чем 20-летнюю карьеру — стал, пожалуй, самым злободневным высказыванием ростовской команды. Да и то сказать, пластинка стала даже отчасти пророческой: в клипе на песню «Скрепы» персонажа, которого играет рэпер Хаски, запихивают в автозак — история воплотилась в реальность через год после выхода видео.

Если же сравнивать последний и дебютные альбомы, то разница между той и этой «Кастой» очевидная, особенно в «идеологии» и тональности. От квазипатриотических внушений в ранних композициях (вроде «На порядок выше») не осталось и следа; характерный пример — те же «Скрепы». При всем тематическом многообразии нового альбома стоит отметить общую цельность высказывания — и это при том, что участники квартета еще более друг от друга отдалились: у каждого давно свои дела и творческие планы. Потому с этим альбомом «Каста» так долго запрягали, но зато уж выдали все, что накипело. И выдали, надо сказать, очень убедительно.


Уральский сплин

Статья.

Рок-группа «Курара» 6 января даст сольный концерт в клубе «16 Тонн».

Сегодня екатеринбуржцы «Курара» едва ли не главная инди-рок-команда, с которой ассоциируется размытое, но по-прежнему живучее понятие «уральский рок». При этом их сложно назвать «ветеранами» в привычном смысле и даже не в силу сравнительной молодости (например, «Смысловые галлюцинации» все-таки старше). «Курара» в первую очередь слово- и смыслоцентричная группа, и в этом она, конечно, наследует «русскому року», который любил порассуждать о насущном и вечном. Другое дело, что песни «Курары» все-таки про здесь и сейчас и в них напрочь отсутствует тяжеловесная серьезность визионеров 1990-х.

Солист (и по совместительству ключевой артист «Коляда-театра») Олег Ягодин с упоением мазохиста давит на свои болевые точки — и это отзывается понятной болью у многих рефлексирующих жителей российских мегаполисов. Немудрено, что в самом Екатеринбурге вокруг группы сложился культ. В 2016-м вышла книга Дмитрия Мелких и Антона Касимова «Малахитовые гитары», в которой авторы размышляют о судьбах и творчестве важнейших екатеринбургских групп начиная с 1990-х и до наших дней; самая объемная глава посвящена «Кураре».


Юноша и рояль

Статья.

Британский музыкант, певец и композитор Том Оделл выступит в «Главclub Green Concert» 3 февраля в поддержку нового альбома Jubilee Road.

Тома Оделла сравнивают с молодым Элтоном Джоном, и неслучайно: Оделл вырос на музыке старшего коллеги — отсюда и основной инструмент, рояль. Тем не менее Оделлу, несмотря на очевидный талант, все-таки повезло: в 2012-м на одно из выступлений будущего лауреата BRIT Award 2013 случайно попала Лили Аллен (правда, у нее Оделл вызвал ассоциации с Дэвидом Боуи) — и была покорена, тут же подписав молодого человека на свой лейбл In the Name Of. С тех пор у Оделла были выпущены три студийных альбома, последний из которых, Jubilee Road, — осенью 2018-го. В записи трека Half as Good as You компанию Оделлу составила певица Элис Мертон, лауреатка премии European Border Breakers Award.

Оделл специализируется на поп-роковых балладах, которые, среди прочего, идеально подошли ко многим фильмам и сериалам: «Элементарно», «Черный список», «Дневники вампира» и не только. Кроме того, музыка Оделла использовалась в серии модных показов Burberry, а сам музыкант не раз выступал в качестве модели тех же Burberry и Uniqlo.


Колхозная афера

Статья.

В МТЮЗе 26 января можно будет увидеть новый спектакль режиссера Генриетты Яновской по пьесе Александра Копкова «Слон».

Премьерная постановка Генриетты Яновской — спектакль в жанре «балаганной сатиры». Главный герой — ушлый колхозник Гурьян Мочалкин (Александр Тараньжин), который находит клад (статуэтку золотого слона) и пытается извлечь из этого отнюдь не коллективную выгоду. Пытаясь обмануть общественность, Мочалкин делает глиняный муляж слона. В группе поддержки у комбинатора — глупая жена и хитрая дочка. Афера Мочалкина в итоге эволюционирует до еще более масштабной идеи — улететь в Америку на самодельном «держабле».

Автор пьесы «Слон» (1932) Александр Копков — один из полузабытых советских драматургов. «Слон», как отмечает критик Слава Шадронов, сатира на несознательных советских граждан, которые в силу своей косности не в состоянии построить «светлое будущее», — но сатира честная, а потому двусмысленная и острая.

Генриетта Яновская — главный режиссер и худрук МТЮЗа; ее спектакли в разное время были удостоены театральных премий «Хрустальная Турандот», «Чайка», премии им. К. С. Станиславского.


Мечты с расчетом

Статья.

На Малой сцене Театра Наций 10, 11, 21 и 22 января — новый спектакль Светланы Земляковой «Любовницы» по роману нобелевского лауреата Эльфриды Елинек.

Героини романа Елинек — молодые швеи, которые стремятся к тихой, счастливой жизни — с мужем, детьми, собственностью и подобающим доходом. Ключевой пункт в деле достижения цели — замужество, потому что без мужа и семьи женщина, как считают Бригитта и Паула, не может считать себя состоявшейся. И для этого проекта многие средства хороши, в том числе близость по расчету и внеплановая (для будущего отца) беременность. В роли Бригитты — Елена Николаева, Паулы — Наталья Ноздрина.

Опубликованная в 1975 году книга — феминистская пародия на патриотический роман — сразу поставила Елинек в первый ряд не только австрийской, но и европейской литературы. Последовавшие за «Любовницами» «Пианистка» и «Похоть», вышедшие в 1980-х, закрепили за автором репутацию главной обличительницы патриархально ориентированных австрийцев и ультраправых политиков. Режиссер Михаель Ханеке экранизировал «Пианистку» в 2001-м; фильм удостоился сразу трех призов на Каннском фестивале: получил Гран-при и победил в номинациях «Лучшая актриса» (Изабель Юппер) и «Лучший актер» (Бенуа Мажимель).


Борьба с запретами

Статья.

В Московском музее современного искусства (Ермолаевский пер., 17) представили проект «Запрещено запрещать», посвященный майским протестам 1968 года в Париже.

Центральное место экспозиции занимают оригинальные агитационные плакаты и афиши 1968–1970 годов. Эти работы пример оперативной реакции авторов на заявления и действия властей. Ныне им наследует практика генерирования мемов в соцсетях на актуальные политические темы. В 1968-м официальные СМИ были подконтрольны правительству де Голля, поэтому единственным альтернативным каналом коммуникации активистов с обществом были стены городских зданий. Сегодня, скажем, этому служат ресурсы, неподконтрольные РКН, вроде «Фейсбука» или «Телеграма».

Экспозицию предваряет хроника событий — от выхода книги «Общество спектакля» Ги Дебора и увольнения основателя Синематеки Анри Ланглуа до многотысячной демонстрации в поддержку Шарля де Голля и победы голлистов. «Картография» левой мысли демонстрирует, насколько разнообразна идеологическая и философская основа событий во Франции 1968 года и как они повлияли на развитие левых идей вплоть до сегодняшнего дня.


Космический Боуи

Статья.

В Центре фотографии им. братьев Люмьер 11 января открывается выставка американского фотографа Стива Шапиро «Дэвид Боуи. Человек, который упал на Землю».

В числе экспонатов — портреты Дэвида Боуи, сделанные Шапиро во время двенадцатичасовой фотосессии 1974 года в Лос-Анджелесе. Кадры из этой съемки позже использовались Боуи для обложек альбомов Station to Station, Low и сборника Nothing Has Changed, а также попали на обложки журналов People и Rolling Stone. Во время съемок музыкант перевоплощался во множество персонажей. «В тот день, — вспоминает Шапиро, — Боуи, казалось, искал образы и идеи, чтобы понять, что из этого он мог бы использовать в своих будущих проектах».

На тот момент в портфолио Стива Шапиро уже значились портреты Мартина Лютера Кинга, Мухаммеда Али, Энди Уорхола, Мартина Скорсезе, Вуди Аллена и других звезд, а также публикации в Life, Time, Sports Illustrated, Newsweek и Vanity Fair.

Выставка будет сопровождаться кинопоказами о жизни и творчестве Дэвида Боуи, лекциями и другими мероприятиями. Среди них — встреча с английским художником Джорджем Андервудом, которая пройдет в центре 11 января. Андервуд расскажет о дружбе с Боуи и о его музыке. В юности Андервуд некоторое время играл с ним в группе The King Bees, а в 1970-х сотрудничал как художник, создав обложки для альбомов Hunky Dory (1971) и The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders from Mars (1972).


Классик нонконформизма

Статья.

В Мультимедиа Арт Музее открылась большая выставка «Оскар Рабин. Hommage», посвященная творчеству одного из лидеров нонконформистского искусства.

В конце 1950-х в поселке Лианозово — в бараке, где жил Оскар Рабин (1928–2018), — образовался центр художественной и интеллектуальной жизни московского андеграунда. Он объединил художников и поэтов, вошедших в историю под названием «лианозовская группа»: в нее вошли Евгений, Лев и Валентина Кропивницкие, Ольга Потапова, Игорь Холин, Генрих Сапгир, Всеволод Некрасов и другие. Позже Рабин стал одним из организаторов легендарной «бульдозерной выставки» в Беляево, разогнанной властями с помощью поливалок и бульдозеров. В 1978-м Оскар Рабин и члены его семьи были лишены советского гражданства и вынужденно остались в Париже, куда приехали как туристы. Только в 2006-м семье Рабина выдали новые российские паспорта.

В рамках выставки, которая преподносится как «дань творчеству классика», в кинозале МАММ будут показывать фильмы о жизни художника и его пути в искусстве — «Оскар» режиссеров Евгения Цымбала и Александра Смолянского и «Счастливый путь» Татьяны Пинской и Александра Шаталова.


Приручение ястребов

Статья.

Московский хоккейный клуб «Спартак» 7 января примет на «ЦСКА Арене» омский «Авангард» (который, правда, на время стал подмосковным).

Несмотря на то что «Авангард» ближе к лидерам турнирной таблицы, предсказать исход матча на домашней для «Спартака» арене затруднительно. В последние три сезона команды выигрывали друг у друга попеременно, и счет ни разу не бывал разгромным. Матчи команд не самых топовых, но сверхамбициозных, в том числе ввиду славной истории, для которых эпитет «середнячок» был бы оскорбительным, пожалуй, самые зрелищные в КХЛ в плане накала.

В последних матчах регулярного чемпионата «Авангард», впрочем, демонстрирует большую стабильность: омская команда, в отличие от красно-белых, не уступает, по крайней мере, явным аутсайдерам вроде «Куньлуня». И даже выигрывает у лидеров — вспомним недавние победы над «Автомобилистом», «Металлургом МГ» «Йокеритом». И эта стабильность тем более любопытна, что «ястребы» сменили домашнюю «Арену – Омск», доведенную до аварийного состояния, на площадку в подмосковной Балашихе. Благо у «Авангарда» самый большой столичный фан-клуб из всех провинциальных команд, выступающих в КХЛ. 


 Голиаф и Давид

Статья.

Баскетболисты ЦСКА 6 января примут на своей площадке клуб «ВЭФ Рига» в рамках очередного тура Единой лиги ВТБ.

Предыдущий матч двух команд, разместившихся на разных полюсах турнирной таблицы, состоялся 23 декабря в Риге и завершился уверенной победой армейцев 80-107. Притом что ЦСКА — ввиду отсутствия Нандо Де Коло, Уилла Клайберна и Отелло Хантера — приехал далеко не с идеальным составом.

В нынешнем году ВЭФ еще ни разу не удавалось обыграть ЦСКА. Неудивительно: команда рижан молодая, состав обновлялся по ходу сезона, игра пока очень неровная. Вместе с тем физическая форма у ВЭФ отличная, и в отборах рижане очень сильны. Так, например, в середине игры в Риге им даже удалось выровнять игру. Впрочем, одних лишь навыков эффективного разрушения, как доказали армейцы, в нынешней ситуации явно недостаточно — чего стоит целая серия трехочковых в исполнении Питерса, Курбанова и дважды Лопатина. Она позволила в итоге москвичам уйти в значительный отрыв, тем более при не очень удачной игре рижан в защите в целом. «Не хватало организации в обороне, — отметил тренер ВЭФ Янис Гайлитис. — Делали простые ошибки, и ЦСКА за них наказывал». Разумеется, в Москве пятикратному чемпиону Латвии будет не легче.