Месяц в городе


Старый добрый хардкор

Петербургская рэп-рок-группа «Кирпичи» 7 сентября выступит в клубе «Главclub Green Concert» с программой Greatest Hits.

Как и «Ленинград», «Кирпичи» — истовые патриоты города на Неве. Остается только удивляться, что московские концерты «Кирпичей» одни из самых аншлаговых (трудно поверить, что их посещают исключительно экс-петербуржцы). В числе новых музыкальных посвящений любимому городу — песня «Питер, покажи язык», в клипе на которую язык показывают Михаил Боярский, Александр Друзь, Татьяна Буланова и артисты «Упсала-цирка». Последний на данный момент студийный альбом «Кирпичей» — «Потому что мы банда» — вышел в 2016-м. Но, по заверениям Васи Васина, новая пластинка уже на подходе.

В будущем году «Кирпичи» отметят 25-летие. В дискографии команды, которую называют русскими Beasty Boys и отцами отечественного хип-хопа, 11 полноформатных альбомов. Широкой известности «Кирпичи» добились в начале 2000-х. Самые популярные песни команды — «Байка», «Данила Блюз», «Плюю я», «Джедаи», «Сила ума», «Школьнички».


Рок-волна

Группа «Мураками» 14 сентября презентует в клубе «16 Тонн» новый альбом «без. даты. 2019».

Со слов лидера «Мураками» Диляры Вагаповой, новый альбом не планировался, он родился сам по себе. «Рок-волна накрыла всех с головой, — сказала Вагапова, — видимо, ребята все-таки тосковали по родным, жестким звучаниям гитар, захотелось выпустить пар, напомнить о себе тем, кто их уже списал со счетов». Действительно, для поклонников «Мураками» со стажем «без. даты. 2019» — как бальзам на душу (после предыдущего явного поп-альбома «Кислород»).

На новой пластинке «Мураками» вернулись к своему естественному звуку, в котором нашлось место и немудреному гитарному чесу, и романтичной лирике. Кажется, что еще чуть-чуть, и Вагапову можно было бы записать в «новую Земфиру», в крайнем случае в «новую Диану Арбенину». Впрочем, совсем не чуть-чуть: для этого потребовалось бы, чтобы альбом «без. даты. 2019» вышел лет этак 15 назад. Сейчас же после его прослушивания возникает стойкое дежавю.


Кризисы роста

Британская пост-панк-группа White Lies 27 сентября представит в «Главclub Green Concert» новый альбом Five.

Five — пятая студийная пластинка White Lies, выход которой ознаменовал 10-летний юбилей группы. Five — альбом воспитания, впечатляющая презентация личного и творческого взросления музыкантов. Пост-панк здесь разбавлен холодно-отстраненным синти-попом и даже легким симфонизмом. Подкрепляют ностальгическую атмосферу рефлексивные тексты (пишет их, к слову, басист Чарльз Кейв). А визуально — артхаусные видео на главные песни альбома Believe It и Tokyo, снятые мексиканским режиссером Давидом Паблосом.

White Lies заметили сразу после выхода дебютного альбома To Lose My Life... в 2009 году. Пластинка оказалась в топах британских и американских чартов, заняла третье место в рейтинге BRITs Criticsʼ Choice Award. Группа сразу же обзавелась поклонниками в России: клип на песню Farewell To The Fairground был снят в поселках Никель и Заполярный Мурманской области и активно обсуждался в Рунете. Несмотря на то что White Lies неизменно сравнивают то с Interpol и даже с Joy Division, сами музыканты признаются, что никогда всерьез не увлекались подобной музыкой, считая свою более оптимистичной.


Экология по-чеховски

В Театре Наций 15 и 16 сентября — премьерные показы спектакля Стефана Брауншвейга по пьесе Антона Чехова «Дядя Ваня».

Это первая российская постановка худрука парижского театра «Одеон» Стефана Брауншвейга. Режиссер говорит, что ключ к его трактовке «Дяди Вани» — экология. Чеховский Астров, считает Брауншвейг, оказался провидцем: он остро переживает вырубку лесов, как бы предупреждая потомков о грядущих экологических проблемах. Вместе с тем Брауншвейг не изменил ни слова оригинального текста.

«Мне говорят, я смелый человек — в Россию со своим Чеховым, — рассказывает режиссер. — Часто считают, что, если приглашать французского режиссера, он должен ставить Мариво или Мольера. Но мне ближе Чехов, чем Мариво. Если я работаю за границей, мне приятнее иметь дело с писателем именно этой страны. Я уже ставил во Франции „Чайку“, „Три сестры“, „Вишневый сад“. И каждый раз стремился отойти от традиций, условностей, связанных с постановкой этого материала на сцене. Поэтому и здесь я возвращаюсь к точному прочтению Чехова, очищенному от всех наслоений».

В ролях: Евгений Миронов, Анатолий Белый, Елизавета Боярская, Юлия Пересильд, Виктор Вержбицкий и другие.


Фламандский сатирик

В ГМИИ имени А. С. Пушкина 17 сентября откроется выставка «Русский Йорданс» с картинами и рисунками Якоба Йорданса из российских собраний.

Якоб Йорданс (1593–1678) — второй по статусу «великий фламандец» после Рубенса. После смерти последнего в 1640-м Йорданс стал самым популярным и дорогим живописцем Антверпена. Среди его заказчиков в то время были английский король Карл I и голландская королевская семья. По сравнению с Рубенсом творчество Йорданса более сатирическое: художник охотно, хотя и не всегда изящно, высмеивал пороки современников.

В России первые картины Йорданса появились в конце XVIII века: Екатерина II купила для коллекции Эрмитажа полотно «Автопортрет с родителями, братьями и сестрами» (1615), считая, впрочем, что работа принадлежит Рубенсу.

ГМИИ покажет 18 картин и 31 рисунок, отражающие основные этапы творческой биографии, разнообразие жанров и эволюцию стиля Йорданса, из собраний ГМИИ, Эрмитажа, музеев Екатеринбурга, Нижнего Новгорода и Перми. Самая представительная часть у Эрмитажа — восемь картин. В их числе «Автопортрет с родителями, братьями и сестрами» (1615) и «Бобовый король» (1638). «Хиты» ГМИИ — «Сатир в гостях у крестьянина» (1630-е) и «Одиссей в пещере Полифема» (ок. 1635).


Легенды в кадре

В Центре братьев Люмьер 19 сентября открывается первая в России выставка известного британского фотографа Гарри Бенсона.

Главные в портфолио Бенсона — фотографии The Beatles, которые и станут основой выставки. Бенсон работал с ливерпульской четверкой в период 1964–1966 годов. Это время стало самым продуктивным и успешным для The Beatles: мир захватила битломания. Бенсон следовал за группой, снимая концерты в Европе, первую поездку в США и выступление «Шоу Эда Салливана». Также фотограф фиксировал процесс съемок первого фильма о группе «The Beatles: вечер трудного дня». В экспозицию войдут знаменитые кадры битлов: фото с 22-летним боксером Кассиусом Клеем (будущим чемпионом мира Мохаммедом Али) и «Битва подушками» (1964), включенная в список «100 самых влиятельных фотографий» по версии журнала Time.

После первой поездки с The Beatles в США в 1964 году Бенсон решил навсегда остаться в Америке. В своих фотографиях он отразил целую эпоху американской истории, запечатлев многие важные события: убийство Роберта Кеннеди, марши за гражданские права, а также знаменитых политиков, представителей кино, музыки и спорта.


Углеводородное искусство

В Новой Третьяковке 18 сентября открывается выставка российского художника Николая Наседкина «Нефть: личная история».

Московский художник Николай Наседкин (род. 1954) известен тем, что вот уже более 20 лет создает свою живопись, используя нефтяные суспензии. Его выставка в Новой Третьяковке — попытка представить пространство современной России и осмыслить значение нефти в истории страны.

В искусстве Николая Наседкина преобладает черный цвет. Но у Наседкина черный — это сумма всех оттенков. Черный напоминает о двойственности жизни, в которой темное начало уравновешивается светлым.

В экспозиции — серия масштабных «нефтяных» панно и колонн, объект «Светопад», а также видеодневник путешествий Наседкина на его малую родину в поисках родственников. Также представлен экскурс в историю нефти в контексте политики, экономики и искусства СССР и современной России.

Наседкин входил в лонг-листы Премии Кандинского 2008 и 2009 годов в номинации «Проект года». Его работы находятся в собраниях Третьяковской галереи, Русского музея, ГМИИ имени А. С. Пушкина, ММОМА и других.


Нелегкий титул

Бой Хусейна Халиева и Али Багова станет главным на турнире по смешанным единоборствам АСА 99, который пройдет 27 сентября на «ВТБ Арене».

Титульный поединок между легковесами Халиевым и Баговым должен был состояться весной, но тогда у Багова не получилось согнать вес. Перенос боя только подогрел к нему интерес: это, как отмечают организаторы, «самый интригующий поединок» нового сезона. Исход его непредсказуем, потому что в паре нет явного фаворита. И тот и другой отлично себя зарекомендовали как борцы. Однако на стороне Халиева большой опыт в кикбоксинге, поэтому не исключено, что он попытается использовать именно это преимущество.

Хусейн Халиев — чемпион WFCA в легком весе. В профессиональных лигах одержал 18 побед в 19 боях. Несмотря на бэкграунд ударника, в ММА-соревнованиях его основной козырь — партер: 11 побед Халиев добился так называемым сабмишеном (скруткой).

На счету Али Багова 24 досрочные победы и чемпионский титул АСВ в легком весе. В 37 боях Багов потерпел 10 поражений — в основном техническим нокаутом; одно из них, в 2010-м, от Хабиба Нурмагомедова, победу которому судьи присудили единогласно.


Трюки без фокусов

Трюковое шоу «Русский форсаж» пройдет 14 сентября в «Парке киноприключений Мастера Панина».

Шоу «Русский форсаж» предлагает свою версию ремейка знаменитой киносаги о неуемных автогонщиках. Все трюки выполняются российскими каскадерами, работающими под руководством Игоря Панина. Зрители увидят разнообразные автомобильные сальто, мототрюки, сражение танка и бигфута, погони в стиле мафиозных разборок 1930-х годов, падение горящих людей с 50-метровой вышки. Кроме того, на шоу можно будет посмотреть вблизи на автораритеты и тюнингованные автомобили. «Русский форсаж», как отмечают организаторы, — это семейное шоу, сделанное по стандартам студии Universal.

Игорь Панин (род. 1956) — вице-президент Международной академии трюка, руководитель объединения каскадеров «Мастер», президент Федерации экстремальных видов спорта. Панин — постановщик и исполнитель трюков многих российских фильмов и сериалов: «Авария — дочь мента», «ДМБ», «День рождения Буржуя» и других. «Трюки — это искусство. Как живопись и музыка», — считает Панин.