Месяц в городе


Время перемен

Концерт петербургской группы «Кукрыниксы» пройдет 7 августа в клубе «Космонавт».

Группа выступит с программой, посвященной памяти Михаила Горшенёва (Горшка) — старшего брата лидера «Кукрыниксов» Алексея Горшенёва. В последнее время команда сосредоточилась на проектах, так или иначе связанных с деятельностью Михаила Горшенёва, умершего в 2013 году. Во многом ему посвящен, например, последний альбом «Кукрыниксов» — «Артист» (2015), а также новая редакция мюзикла «Тодд». Сейчас коллектив, ведомый Алексеем Горшенёвым, похоже, на грани серьезной реорганизации. Есть информация, что в следующем году, после серии юбилейных концертов, «Кукрыниксы» переименуются в группу «Горшенёв». Подробности минимальны, однако известно, что вместе с обновлением состава коллектив ожидает и смена музыкального направления.

Группа «Кукрыниксы» появилась в 1997 году. В начале творческого пути активную помощь команде оказывал старший брат Алексея Горшенёва, на тот момент лидер сверхпопулярной группы  «Король и Шут». В 2000-м «Кукрыниксы» поучаствовали в трибьюте «КИНОпробы» — с песнями «Скоро кончится лето» и «Печаль». В 2001-м коллектив впервые выступил на рок-фестивале «Нашествие», где с тех пор они регулярные гости.

Заведующий всем

Фронтмен «АукцЫона» Леонид Федоров выступит на сцене Эрарты 10 августа.

В последние годы сольные пластинки Федорова выходят чаще, чем полноформатные альбомы «АукцЫона». Первый сольник, «Четыресполовинойтонны», вышел в 1997-м; название диска, по слухам, напрямую связано с четырьмя с половиной тысячами долларов — суммой, которую музыкант был кому-то должен на тот момент. Последующие записи были не менее концептуальными, причем не только в смысле названия. «Псалмы» — пятый альбом Леонида Федорова, который вышел в конце прошлого года. Пластинка содержит шесть песен, написанных на тексты христианских псалмов, — с древнееврейского их перевел поэт Анри Волохонский (1936—2017). Это вторая работа музыканта с религиозными источниками: в 2008-м он записал «Душеполезные песни на каждый день». С Анри Волохонским сотрудничество Федорова началось в 2004 году с альбомов «Горы и реки» и «Джойс».

Леонид Федоров основал «АукцЫон» в 1978-м. Костяк коллектива, включая автора большинства текстов Дмитрия Озерского и отвечающего за сценические спецэффекты Олега Гаркушу, сформировался в 1983-м, когда группу официально приняли в Ленинградский рок-клуб.

Дельта спокойствия

Британская группа alt-J 31 августа сыграет в А2 Green Concert в рамках гастрольного тура, приуроченного к выходу нового альбома Relaxer.

Релиз пластинки состоялся в начале лета. Это третья студийная работа уроженцев Лидса, там же собравшихся в 2007 году. Участников объединила любовь к группе Radiohead, особенно к только что вышедшему на тот момент альбому In Rainbows. Группе приходилось репетировать в общежитии, что накладывало ограничение на громкость исполняемой музыки — эта черта, к слову, стала определяющей для стиля alt-J. Группа исполняет негромкий мелодичный инди-рок с примесью фолктроники — музыку, которая одинаково хорошо звучит как просто в записи, так и с «картинкой» — например, в качестве саундтрека к художественным и документальным фильмам.

Дебютный альбом alt-J, выпущенный в 2012 году, сразу стал успешным: пластинка разошлась миллионным тиражом и получила Mercury Prize как «лучший независимый альбом года в Британии». Второй диск, увидевший свет через два года, был номинирован на «Грэмми». Название alt-J — комбинация клавиш на макбуках для ввода символа дельта (∆), указывающего на диапазон изменения какой-либо величины.

К юбилею Стравинского

В Мариинском театре 15, 16, 19 и 20 августа — одноактные балеты «Аполлон» и «Жар-птица» в исполнении солистов Приморской сцены.

Спектакли Приморской сцены Мариинского театра (Владивосток) проходят в рамках празднования 135-летия со дня рождения Игоря Стравинского. Отсюда и выбор репертуара. Примечательно, что «Аполлон» представлен в некогда новаторской, а ныне классической хореографии Джорджа Баланчина 1928 года (оригинальный спектакль назывался «Аполлон Мусагет»). Стравинский тогда не только проявил себя в амплуа композитора, но и написал либретто. Постановка в Мариинке осуществлена в сотрудничестве с Фондом Джорджа Баланчина, в соответствии со стандартами стиля и техники хореографа, официально запатентованными.

Премьера оригинальной версии «Жар-птицы» состоялась в 1910 году в парижской Гранд-опера. Это был один из спектаклей очередного «Русского сезона» Сергея Дягилева, а также первый опыт сотрудничества импресарио и Стравинского. Ему пришлось лично присутствовать на репетициях, помогая танцовщице Тамаре Карсавиной разбираться с непривычной музыкальной ритмикой.

Множественный Билли

В пространстве «Скороход» 20 августа можно будет увидеть спектакль «Билли Миллиган».

Постановка основана на истории реального человека, американца Уильяма Стенли Миллигана (1955—2014), одного из самых известных больных с редким диагнозом «диссоциативное расстройство личности». В конце 1970-х Миллигана заключили под стражу по обвинению в нескольких изнасилованиях и ограблениях. Психиатрическая экспертиза показала, что данные преступления совершали альтернативные личности обвиняемого. Билли Миллигана отправили на принудительное лечение: оказалось, что внутри него живут еще 23 личности. Из них 10 — основные, остальные — «нежелательные». За изнасилования, к примеру, непосредственно отвечала 19-летняя лесбиянка Адалана. Другая личность — англичанин Артур Смит. Он единственный из всех персонажей осознавал наличие всех прочих и, будучи интеллектуалом (эксперт в медицине, знал арабский язык), определил устав поведения «семьи», живущей внутри Билли.

Уильям Стенли Миллиган был выпущен на свободу с диагнозом «здоров» в конце 1980-х. Некоторое время жил в Калифорнии, занимаясь съемками короткометражного кино. Последние годы проживал в доме престарелых на родине, в Огайо, где и умер от рака в возрасте 59 лет.

Агит-арт

17 августа в Русском музее открывается выставка «„Искусство — в жизнь!“ К истории Декоративного института в Петрограде».

На выставке в корпусе Бенуа будут представлены образцы советского агитационного творчества первых послереволюционных лет, которое, будучи массовым, охватывало самые разные аспекты повседневной жизни. Основой экспозиции станет продукция Декоративного института, работавшего в Петрограде — Ленинграде в 1918—1926 годах. Институт представлял собой характерный пример универсального — «по-советски» — подхода к созданию предметов декора и организации окружающего пространства. Многие перспективные творческие наработки вышли из стен именно Декоративного института, получив впоследствии развитие в киноплакате, рекламе, печатной агитации. В 1926 году Декоративный институт был закрыт, вследствие чего многие его, как теперь считается, плодотворные начинания так и не удалось воплотить в жизнь.

В собрании Русского музея более трех десятков предметов прикладного искусства, связанных с историей Декоративного института, а также коллекция эскизов оформления города (улиц, площадей, мостов, зданий), модели памятников, создававшихся по плану монументальной пропаганды, кроме того, оригинальная коллекция фарфора. Многие из авторов оставили заметный след в истории русского авангарда.

Иллюстратор-классик

В Эрарте представили выставку петербургского художника и графика Олега Яхнина «Черное и белое».

В экспозиции в основном работы большого формата: монументальная графика и черно-белая живопись Яхнина. Помимо пейзажей показаны портреты современников и работы из серии «Химеры», давно разрабатываемой автором темы, выражающей, с одной стороны, противоречия бытия, с другой — потребность в защите. Считается, что именно эту вспомогательно-символическую роль играют химеры и гаргульи, которых можно видеть на фасадах готических соборов.

Олег Яхнин родился в 1945 году в Ленинграде. Стал активным участником художественной жизни города в 1970-е годы, создав циклы цветных линогравюр, литографий и рисунков большого формата, многие из которых на темы и сюжеты литературных произведений. Художник проиллюстрировал более полусотни книг: произведения Гете, Чуковского, Горенштейна. Иллюстрации Яхнина к «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина, «Крошке Цахесу» Гофмана, рассказам Чехова считаются классикой книжной графики.

Личная коллекция Чехоева

В Новом музее до 27 августа работает выставка, посвященная памяти его основателя Аслана Чехоева, — «Неизвестный Новый».

Музей несколько расширил привычное название, теперь он называется «Новый музей Аслана Чехоева». Особенность и задача этой выставки, как отмечают кураторы, — познакомить зрителя с неизвестной частью коллекции музея, которая по разным причинам ранее не выставлялась. Почти половину представленной экспозиции составляет домашняя коллекция Аслана Чехоева, работы, которые постоянно висели в доме основателя музея.

Среди них произведения ленинградского абстракциониста Евгения Михнова-Войтенко (1932—1988); героя питерской арт-сцены от эпохи андеграунда до наших дней Анатолия Белкина, известного своим имперским пафосом; лауреата премии Кандинского Алексея Беляева-Гинтовта, классика отечественной живописи Натальи Нестеровой, мастера «меланхолической перестановки символов массового сознания» Николая Овчинникова, Владимира Феоктистова — «Брейгеля российской провинции», как его называют, а также Анатолия Зверева (1931—1986), Василия Ситникова (1915—1987), Олега Целкова, мастера фотографической техники бромойль Григория Майофиса.

Чемпионские амбиции

13 августа, в шестом туре чемпионата России по футболу, «Зенит» примет на арене «Санкт-Петербург» футбольный клуб «Ахмат» из Грозного.

Это уже четвертая официальная игра «Зенита» на новом стадионе, который, к слову, на прошедшем Кубке конфедераций установил рекорд посещаемости. Оба клуба перед новым сезоном возглавили новые тренеры. «Зенит» — итальянец Роберто Манчини, некогда выдающийся нападающий «Лацио», «Ахмат» — белорус Олег Кононов.

Бывшему «Тереку» предстоит, по-видимому, в основном обороняться, учитывая, насколько усилился атакующий потенциал бело-голубых: менеджеры «Зенита» ретиво обновляют состав по запросу Манчини. Ожидания по поводу нового тренера у питерских болельщиков смешанные: репутация Роберто Манчини как тренера не тянет на безупречную. Те же, кто за «Зенит» болеть не собирается, настроены еще критически. «Тренер он достаточно средний, — считает Василий Уткин. — Я думаю, это слабейший из всех иностранных тренеров „Зенита“, если не считать Петржелу... В моем понимании Манчини уступает и Спаллетти, и Адвокату, и Виллаш-Боашу, и даже Луческу».

Дзюдо по-русски

В «Ленэкспо» 6 августа пройдет турнир по боевому самбо «Дорога в Китай».

По итогам соревнований, организаторами которых стала Северо-Западная лига боевого самбо, будут отобраны лучшие местные бойцы — для последующего их выступления в международном турнире против сборной Китая. Китайцы не первый год активно осваивают новый для себя вид спорта. Еще в 2012 году российские представители Международной федерации самбо (ФИАС) помогали китайской команде в подготовке к универсиаде в Казани. Что характерно, китайцы на этой универсиаде показали достойный результат, завоевав бронзовую медаль. Успехи китайцев в этом виде единоборств вряд ли можно считать случайностью: жителям Поднебесной, где на протяжении многих веков национальным видом спорта является ушу, пожалуй, любой вид боевых искусств по зубам. В целом же самбо отличается стремительной «экспансией» на Восток: в одном только Азиатско-Тихоокеанском регионе открылось уже 25 национальных федераций самбо.

Самозащиту без оружия (самбо) придумали в СССР: в конце 1930-х Спорткомитет включил его в список официальных видов спорта. «Советское дзюдо» — своеобразное попурри из приемов, позаимствованных у различных боевых искусств и народных видов борьбы.