Месяц в городе


Жилец вершин

Лидер группы «АукцЫон» Леонид Федоров выступит с сольной программой в клубе «Космонавт» 28 апреля.

Последний из альбомов Леонида Федорова, «Псалмы», вышел в конце 2016 года. Шесть песен написаны на тексты христианских псалмов, которые перевел с древнееврейского поэт Анри Волхонский. Как отметил Федоров, в отличие от переводов с греческого, в древнееврейских текстах нет «картинности», они скупее и суровее. «Псалмы» — вторая работа Федорова с христианскими источниками: в 2008 году совместно с Андреем Котовым и Сергеем Старостиным была записана пластинка «Душеполезные песни на каждый день». С Волхонским сотрудничество Федорова началось в 2004-м, с альбомов «Горы и реки» и «Джойс».

Леонид Федоров собрал коллектив, которые впоследствии стал называться «АукцЫон», в 1978 году. Основа нынешнего состава, включая автора большинства текстов Дмитрия Озерского и Олега Гаркушу, отвечающего за пластические и звуковые спецэффекты, сформировалась в 1983 году и тогда же была принята в Ленинградский рок-клуб. Сольное творчество Федорова, несмотря на часто полярную по отношению к «АукцЫону» стилистику, гармонично уживается с активной деятельностью команды. В прошлом году вышел десятый студийный альбом «АукцЫона» — «На солнце».

 

Явление поп-дивы

Концерт австралийской певицы и актрисы Натали Имбрульи пройдет 23 апреля в клубе «Космонавт».

Имбрулья вошла в историю поп-чартов благодаря хиту Torn, который по выходе, в ноябре 1997 года, надолго обосновался в топах Великобритании и США. Многие, даже самые рьяные фанаты Torn не знали, что это кавер-версия песни альтернативной рок-группы Ednaswap, существовавшей в период с 1993 по 1998 год. Дебютный альбом Имбрульи Left of the Middle, в который вошел и Torn, стал в итоге дважды платиновым.

Австралийка родилась в Сиднее в 1975 году в семье иммигрантов из Италии (отсюда нетипичная для австралийцев фамилия). Сначала девочка занималась балетом, а в 13 лет переключилась на пение. Постепенно Имбрулья стала появляться на телеэкранах, снимаясь в рекламе, а также засветилась в популярном и бесконечном, как шоу «Дом-2», австралийском сериале «Соседи». В девятнадцать Натали Имбрулья перебралась в Лондон, познакомилась с нужными людьми из BMG — и в 1997-м стала знаменитой. В 2000-х певица ненадолго вернулась в кино, сыграв одну из главных ролей в фильме «Агент Джонни Инглиш» в компании с Роуэном Аткинсоном и Джоном Малковичем.

 

Новый «Сплин»

На сцену Ледового дворца 22 апреля выйдет группа «Сплин», чтобы представить новый альбом «Ключ к шифру».

Тур в поддержку новой пластинки стартовал еще в прошлом году, и концерт в родном для группы Петербурге — финальный его пункт. «Ключ к шифру» содержит 15 песен-сообщений, которые внимательный слушатель должен использовать для получения искомого ключа, — примерно так позиционирует новую запись Александр Васильев. В музыкально-содержательном плане кардинальных изменений как будто бы нет, если не считать таковыми многочисленные хоралы, к которым лидер «Сплина» (отчасти неожиданно для себя) стал неравнодушен. К слову, сам процесс создания альбома в этот раз проходил в новых для группы условиях: музыканты наконец-то обзавелись персональной студией, чему несказанно рады. «Когда находишься в своей собственной студии, — говорит Васильев, — то понимаешь, что тебя из нее никто не погонит и тебе не скажут, что время кончилось, плати, гад, еще!» Все это вылилось в то, что впервые группа работала над материалом ровно столько, сколько нужно. И, как заверяет фронтмен, получилось все ровно так, как и задумывалось.

 

Десадовская сцена

В Александринском театре 20 апреля — премьера спектакля «Убийство Жан-Поля Марата» по пьесе Петера Вайса.

Создатели постановки решили сократить авторское название ввиду его непомерной длины: «Преследование и убийство Жан-Поля Марата, представленное актерской труппой госпиталя в Шарантоне под руководством господина де Сада». Произведение немецкого драматурга Вайса основано на реальных фактах: маркиз де Сад немало времени провел в различных пенитенциарных учреждениях, в том числе в психлечебнице Шаратон. Как известно, неволя для маркиза не была поводом, чтобы не писать и вообще не заниматься творчеством. В Шаратоне он ставил спектакли на пьесы собственного сочинения. Актерами были пациенты клиники. В числе десадовских постановок была и инсценировка убийства Марата дворянкой Шарлоттой Корде 13 июля 1793 года. Зрителями же были преимущественно персонал и руководство клиники — и это тоже действующие лица пьесы Петера Вайса.

Постановка и художественное оформление «Убийства…» Андрея Калинина, для которого это режиссерский дебют. В роли маркиза де Сада — народный артист России Владимир Лисецкий.

 

Время и музыка

На Основной сцене БДТ 6, 7 и 21 апреля — премьерные показы спектакля «Три сестры» по пьесе Антона Чехова.

Режиссер Владимир Панков далеко не первый, кто пытается переосмыслить чеховскую классику, впрочем, делает он это в некотором роде бережно. События в доме Прозоровых, на новый взгляд Панкова, — это «полифония человеческой жизни во времени», и время в спектакле становится еще одним персонажем. Панков сохранил оригинальный авторский текст и оставил внешнюю аутентичность, вплоть до костюмов. Однако героини предстают здесь в двух временных срезах: зрители видят Ольгу, Ирину и Машу такими, какими их создал Чехов, и одновременно постаревшими, давно пережившими описываемые события.

Другая важная составляющая для режиссера — музыка, которая в спектакле значит не меньше, чем текст. У большинства персонажей, по замыслу Панкова, есть свои музыкальные партии. «При подготовке к „Трем сестрам“ в БДТ я задумался, — рассказывает режиссер, — а что будет с Чеховым через сорок лет? Многие делали заметки на полях этой пьесы, она засалена, слова начинают вылетать, некоторые монологи обрываются, исчезают, словно сжеванные временем. Музыка же вне всего и над всем…»

 

«Инстаграм» для взрослых

В Музее Эрарта 21 апреля открывается выставка живописи и скульптуры Софьи Мининой и Ивана Асиновского «Запас тьмы».

Уснувший на скамейке патриот с толстой шеей, повязанной георгиевской ленточкой, дородная рассеянная женщина, вышедшая из заведения в бахилах, печальная старуха в окружении березок и т. д. Авторы занимаются «бытописанием» в жанре «инстаграм-фиксаций», но в самой что ни на есть традиционной живописной манере — постсоветского реализма. Минина и Асиновский — художники молодые, но повседневность для них — нечто большее, чем повод для моментального вирального фото. В повседневности они видят красоту, достойную того, чтобы «вписать ее в вечность». Но, как говорят авторы, «Запас тьмы» — это скорее про то, что выходит и за рамки повседневности, включая мир «с его войнами, несправедливостью и плохой погодой». «Запас тьмы» — накопленный естественным образом капитал, который хранится в подсознании каждого человека и разменять который можно только на более или менее внятное постижение окружающей действительности.

 

Собрание символистов

В Русском музее открылась выставка «Виктор Борисов-Мусатов и мастера общества „Голубая роза“».

Экспозиция в Михайловском замке включает исчерпывающее собрание живописных и графических работ Виктора Борисова-Мусатова (1870–1905) — одной из ключевых фигур русского символизма и активного участника общества «Голубая роза». Также представлены картины Сергея Судейкина, Павла Кузнецова, Петра Уткина, Николая Сапунова, братьев Милиоти и других.

Формально выставка в Русском музее приурочена к 110-летию со дня первой выставки «Голубой розы», которая прошла в 1907 году в Москве. Общий стиль, которого придерживались художники «Голубой розы», в общем отличался от парадигмы петербургского объединения «Мир искусства», и в этом смысле выставка была неким контраргументом москвичей. Активное участие в организации тогда принял поэт Валерий Брюсов и, как считается, даже придумал название обществу, т. е. откровенно поэтическое. Задним числом, впрочем, названию «Голубая роза» приписывали и отсылку к пьесе «Синяя птица» Мориса Метерлинка, вышедшей годом позже.

 

Советский Поллок

В галерее DiDi до 15 апреля работает выставка одного из лидеров ленинградского андеграунда оттепельно-застойного периода Евгения Михнова-Войтенко.

Абстракционист Евгений Михнов-Войтенко был, возможно, самым заметным из подпольных художников Ленинграда в 1960–1980-е гг. Его работы специалисты сравнивали с картинами Джексона Поллока. Самая известная серия Михнова-Войтенко — сделанная в авторской технике «тюбик», когда краска наносилась на поверхность холста, картона или бумаги без помощи каких-либо инструментов, т. е выдавливалась прямо из тюбика. Однако ленинградца, никогда вживую не видевшего произведений прославленного западного современника, вдохновляли скорее мастера прошлого, в частности Рембрандт, но даже в большей степени — классическая музыка, джаз и литература. Искусствовед Галина Ельшевская сравнивала творческие поиски Михнова-Войтенко с «переизобретением велосипеда» — впрочем, не умаляющего, а, наоборот, подчеркивающего уникальность и самобытность художника.

В галерее представлены работы периода 1956–1980 гг., а также малоизвестные, но не менее ценные произведения, вынесенные за рамки экспозиции.

 

Победная волна

В рамках 22-го тура чемпионата России по футболу на стадионе «Петровский» 8 апреля «Зенит» сыграет с «Анжи».

В предстоящем матче у петербуржцев есть все шансы не только набрать три очка, таких нужных для отрыва от ЦСКА в «гонке преследования» красно-белых, но и обновить рекорд домашних побед. В прошлом туре в матче с тульским «Арсеналом» сине-бело-голубые одержали свою 12-ю домашнюю победу кряду. Тем самым «Зенит» превзошел клубный рекорд 1995 года, когда под руководством Павла Садырина выиграл 11 встреч: десять — в первой лиге чемпионата и одну — в 1/32 финала Кубка России. К слову, игра с «Арсеналом» примечательна и личными успехами отдельных игроков. Во-первых, свой дебютный матч в стартовом составе провел голкипер Андрей Лунев, при этом не пропустив ни одного мяча. Во-вторых, Доменико Кришито, забив свой 14-й мяч за команду, стал самым результативным защитником «Зенита» в истории. В клубе игрок с 2011 года.

«Анжи», похоже, уверено закрепился в нижней части турнирной таблицы чемпионата — так, чтобы не вылететь из Высшей лиги. Недавно стало известно, что у клуба обновилось руководство: новым председателем совета директоров стал Анзор Кавазашвили.

 

Бальный марафон

В «СИБУР АРЕНЕ» с 14 по 16 апреля пройдет 13-й турнир по спортивным бальным танцам «Кубок губернатора».

Программа турнира смешанная: в нее войдут как европейские, так и латиноамериканские танцы. Во многих возрастных группах, как сообщается, соревнования будут иметь официальный статус WDSF Open — Международной федерации спортивных танцев, штаб-квартира которой находится в Лозанне. 14 апреля танцоры категорий «Юниоры-2» и «Взрослые», помимо индивидуальных программ, также будут участвовать в двоеборье, т. е. сразу в десяти танцах. 15 и 16 апреля пройдут кубковые соревнования в дисциплинах «джайв» и «венский вальс», где одновременно могут соревноваться пары всех возрастов. Традиционно в турнире будут участвовать и младшие категории спортсменов: по регламенту их классифицируют как «Дети-1» (8 лет) и «Дети-2» (10 лет). Также у зрителей будет возможность посмотреть на танцоров вполне преклонного возраста — группы «Сеньоры-3» (от 50 лет) и «Сеньоры-4» (от 60). В субботу и воскресенье также запланированы шоу-номера.