Месяц в городе


Невский рок

Фестиваль «Окна открой» состоится в этом году 25 июня на стадионе Ленинградского электромеханического завода.

Среди участников заявлены Вадим Самойлов и «Агата Кристи», «Ария», «Пилот», «Кукрыниксы», «Слот», «Бригадный подряд», «Разные люди», «Йорш», «Ангел неБес» и другие. Разогревать именитые группы традиционно будут новые и в основном молодые коллективы, прошедшие отборочный тур фестиваля. Основная цель организаторов, как это всегда подчеркивалось, поиск и поддержка новых молодых талантов.

«Окна открой» — один из старейших петербургских оупен-эйров, главным музыкальным форматом которого по-прежнему остается условный «русский рок». Тем не менее с 2001 года на фестивале выступают разные группы, в том числе и те, к которым это жанровое клише вряд ли применимо («АукцЫон», «Кирпичи», Billy’s Band, «Телевизор»). В оргкомитете «Окон» — музыкант и продюсер Андрей Тропилло, помогавший некогда записывать дебютные альбомы «Аквариуму» и «Кино», участник «АукцЫона» Олег Гаркуша, музыкант Владимир Рекшан.

В том же платье

В клубе «Аврора» 16 июня московская группа «Обе две» презентует новый мини-альбом «Мальчик».

Катя Павлова вновь всерьез занялась своей первой командой, распустив весной этого года проект OQJAV. Новый EP «Мальчик» — квинтэссенция всего того, о чем пелось и игралось прежде, разве что с еще большим уклоном в откровенную чувственность (и обложка, опять же по традиции, весьма провокационная).

Группа получила известность в 2011 году, после появления в ротации музыкальных каналов клипа на песню «Милый»; в том же году вышел дебютный альбом «Знаешь, что я делала». Почти сразу «Обе две» переехали из Екатеринбурга в Москву — и быстро выросли до команды, собирающей аншлаги в главных клубах двух столиц. В 2012-м коллектив был номинирован на премию «Степной волк» в трех категориях. На протяжении последующих двух лет Катя Павлова играла на басу и подпевала в группе, которая первоначально называлась «Окуджав» (по просьбе родственников Булата Окуджавы название пришлось изменить на OQJAV). В 2014-м трио удостоилось премии «Степной волк» в номинации «Дебют». Год назад Павлова обновила состав «Обе две», пригласив в качестве гитариста, музыканта и композитора Дмитрия Емельянова, экс-участника InWhite, среди прочего автора музыки к фильму «Про любовь» Анны Меликян.

Летние танцы

Британская группа Metronomy, выпустившая в прошлом году пятый студийный альбом Summer 08, выступит 30 июня в клубе А2.

На новой пластинке лидер коллектива Джозеф Маунт решил вернуться к истокам, точнее, к звучанию альбома Night Out (2008). По сравнению с инструментальной лаконичностью предыдущей записи, Love Letters (2014), Summer 08 — это насыщенный, пружинистый вонки, отсылающий, например, к танцевальной электронике 1980-х. Впрочем, знакомая мелодичность и общая веселость у Metronomy никуда не пропали, что для группы, чьи живые выступления отличаются повышенной бодростью, конечно, только в плюс.

Metronomy — проект Джозефа Маунта родом из городка Тотнес на юго-западе Англии. Популярность группе принесла пластинка The English Riviera 2011 года, номинированная на премию Mercury Prize (в итоге она уступила Let England Shake Пи Джей Харви). В 2014-м французский режиссер Мишель Гондри — как выяснилось, давний поклонник коллектива — снял клип на песню I’m Aquarius. В активе Metronomy также немало ремиксов на треки Леди Гаги, Franz Ferdinand, Goldfrapp, Ladytron, Люкке Ли и многих других.

Опыт ретроспекции

В Театре Европы (МДТ) 5 и 6 июня представят новый спектакль «Страх. Любовь. Отчаяние» по произведениям Бертольда Брехта.

Постановка Льва Додина — сценический микс на основе двух известных текстов Брехта, написанных в конце 1930-х: «Разговоры беженцев» и «Страх и отчаяние в третьей империи». В то время Брехт уже покинул Германию, которая к началу 1930-х начала необратимо превращаться в фашистское государство. В мае 1933 года опубликованные работы Брехта оказались в одном костре с произведениями Манна, Ремарка, Маркса — публичное сожжение неугодных книг проводилось в рамках «просветительского похода немецкого студенчества против антинемецкого духа».

Пьеса «Страх и отчаяние…» написана по мотивам газетных новостей и рассказов очевидцев фашизации. Несмотря на то что сцены не связаны единой фабулой, они позволяют понять, насколько легко фашизм поражает разум и души, извращает здравый смысл и мораль. «Неправы те свидетели потрясений, которые думают, что чему-нибудь научатся, — писал Брехт. — Пока массы остаются объектом политики, все, что с ними случается, они воспринимают не как опыт, а как рок; пережив потрясение, они узнают о его природе не больше, чем подопытный кролик о законах биологии».

Болевые точки

Новую постановку режиссера Ивана Баргмана по пьесе Ивана Вырыпаева покажут в БДТ 25 июня.

Пьеса «Летние осы кусают нас даже в ноябре» написана драматургом еще в 2012 году, однако на петербургской сцене ее ставят впервые. «Это моя самая любимая пьеса, — признался Вырыпаев. — Возможно, потому, что в самой конструкции этого текста скрывается секрет… И режиссерам приходится нелегко. Конечно, это и недостаток автора, и, вероятно, слишком усложненная форма, но, надеюсь, всем будет весело, грустно и полезно».

Герои, как это часто бывает у Вырыпаева, одиноки. Невинный, казалось бы, разговор между Еленой, Марком и Йозефом превращается в провокационную игру, доводящую их до споров и признаний, в своеобразный сеанс совместной психотерапии.

Это не первая постановка текстов Ивана Вырыпаева в БДТ: с 2015 года в театре идет спектакль по пьесе «Пьяные» в постановке художественного руководителя БДТ Андрея Могучего. «Пьяные» получили «Золотую маску» за лучшую режиссуру, а ансамбль актеров удостоился спецприза премии.

Животное искусство

До 26 июня в Русском музее (Мраморный дворец) работает выставка одного из самых ярких представителей американского неоэкспрессионизма Ханта Слонема.

В экспозицию Русского музея Хант Слонем включил свою живопись последних лет. Здесь можно увидеть его известных кроликов — одиночные работы в антикварных рамах, собранные в единую композицию, и «групповые портреты». Также представлены картины с художественно утрированными бабочками, птицами, лори и амазонами. Из новых работ — небольшая композиция «Визит в Кремль», созданная под впечатлением от визита Слонема в Москву.

Хант Слонем (род. в 1951 году) прославился в двадцать с небольшим, когда перебрался на Манхэттен, закончив обучение в Академии живописи и скульптуры в Скаухигене (штат Мэн). Его работы сразу привлекли внимание культурной элиты Нью-Йорка: ими восхищались Энди Уорхол, Трумен Капоте, Лайза Миннелли. Ныне в числе многих знаменитых коллекционеров Слонема немало голливудских звезд. Любовь к живописи Ханту Слонему привил дед, художник-любитель. Отец Слонема, будучи морским офицером, регулярно вместе с семьей менял место жительства — таким образом, будущий художник успел пожить в Мексике, на Гавайях, в Никарагуа.

Машинный романтизм

В Эрарте до 18 июня показывают «Авторуины» — живопись петербургской художницы Александры Овчинниковой.

Автор выделила три основные темы своей выставки: «Тайная жизнь забытых машин», «Сравнительный анализ характера „Волги“ и „Москвича“», «Поэзия автомобильных „кладбищ“». Овчинникова пытается увидеть в автомобилях живых существ. В то же время она пытается «звучать» в унисон с идеями живописцев эпохи романтизма, которые изображали на своих картинах античные руины, могилы и разрушенные замки. Что до очеловечивания, то, к примеру, в «черепе» ЗИЛа у Овчинниковой при желании можно увидеть отсылку к черепу шута, который держит в руках Гамлет. В облике ретроавтомобилей, считает художница, было куда больше человеческого, чем в современных. К тому же машина до сих пор для многих автолюбителей не просто средство передвижения, а верный товарищ, с которым можно беседовать, и одновременно место для уединения. Возможно, поэтому автомобильные свалки называют «кладбищами», «захоронениями».

Александра Овчинникова родилась в 1974 году в Ленинграде; окончила художественное училище имени Рериха. Член Союза художников России и Санкт-Петербургского творческого союза художников (IFA).

Карты и люстры

В Государственном Эрмитаже открылась выставка «„Музыкальный салон“ и другие картины Пьеро Пицци Каннеллы».

В экспозиции около 30 работ Каннеллы, разделенных на несколько серий: ведуты, соборы, географические карты, одежда и серия «Музыкальный салон», занимающая центральное место. «Музыкальный салон» создан специально для выставки в Эрмитаже и вдохновлен люстрами, висящими в залах музея. Художник здесь отводит важнейшую роль объектам, которые, как правило, находятся за пределами интереса и взглядов посетителей, но без которых вместе с тем невозможно представить себе интерьер дворцового комплекса. Сами картины заключают в себе память о торжествах, «виденных» люстрами, о балах и пышных приемах русского двора, канувших в прошлое.

В серии, вдохновленной географическими картами, палитра более светлая, кое-где можно различить контуры континентов, но угадывание «ложное»: где-то это просто декор, где-то — многослойность смыслов.

Еще одну группу полотен Каннеллы можно трактовать как фантастические городские пейзажи. Художник использует минимальный набор оттенков, чтобы создать город, который состоит из воспоминаний и фантазий, перемежающихся образами шедевров мировой культуры.

Тест на прочность

На стадионе «Санкт-Петербург Арена» 17 июня состоится матч-открытие Кубка конфедераций — 2017: Россия — Новая Зеландия.

Для сборной России Кубок конфедераций — важная репетиция перед чемпионатом мира в будущем году (других официальных матчей у нашей команды не будет). Россияне впервые принимают участие в турнире, и в данном случае — на правах хозяев. После отставки Леонида Слуцкого сборную возглавил Станислав Черчесов, тренировавший в прошлом сезоне — и весьма успешно — польскую «Легию». В числе звездных игроков западные СМИ отмечают нападающих Артема Дзюбу и Федора Смолова, полузащитника Дениса Глушакова и голкипера Игоря Акинфеева.

В одной группе с россиянами также Португалия и Мексика. Из других групповых матчей, которые пройдут на Крестовском, — Камерун — Австралия (22 июня) и Новая Зеландия — Португалия (24 июня). Также стадион «Санкт-Петербург Арена» примет финальный матч Кубка конфедераций 2 июля.

Народный миксфайт

На открытой площадке парка «Зима-Лето» (Металлострой, ул. Богайчука, 24) 10 июня пройдет чемпионат по уличным боям «Стрелка».

Всероссийский турнир «Стрелка» проводится уже более шести лет под эгидой организации Tron MMA. Июньские бои в Металлострое — отборочные; финальные пройдут там же в начале сентября. Правила в «Стрелке» схожи с таковыми в профессиональных турнирах MMA. Участвовать в схватках может любой желающий, но непрофессиональный боец старше 18 лет (спарринги, разумеется, проводятся с учетом половой принадлежности участников). Из обязательной экипировки — капа, бандаж, бинты; по желанию сторон можно выступать в боксерских перчатках или перчатках для смешанных единоборств.

Поскольку в боях «Стрелки» участвуют бойцы разных возрастов и занятий, турнир завоевал популярность как «народного и демократичного» соревнования. К примеру, один из самых популярных бойцов «Стрелки» — 48-летний бухгалтер Александр «Питон» Резе. Александр выступает в категории 73 кг; профиль — боевое самбо; большинство побед одержал при помощи удушающего (за что, собственно, и получил прозвище Питон).