Месяц в городе


Будьте как дети

Статья.

Группа «Самое большое простое число» выступит в клубе «Космонавт» 5 апреля.

Альбом «Мы не спали, мы снились», вышедший в прошлом году и подкрепленный карнавальным клипом на песню «У нас есть всё», утвердил петербуржцев СБПЧ, и до того не отличавшихся пессимизмом, в статусе самой веселой инди-группы страны. На самом деле альбом, конечно же, не только про юность и веселье. Это наглядно продемонстрировал режиссер Андрей Вальдберг, сняв целую короткометражку на три других трека нового альбома — «1999», «17:05» и «Друг»; клип был представлен осенью 2018-го. Вальдберг извлек те смыслы, которые лидер группы и автор текстов Кирилл Иванов не особо выпячивал, и упаковал их в красивое кино о важных русских проблемах (хотя не только русских, конечно). Даже откровенные отсылки к диковатой жизни цыган из «Большого куша» Гая Ричи пришлись кстати. Впрочем, главное, что в конце истории побеждают те, кто был никем, — дети. И не просто побеждают, а отбивают свое детство у взрослых притеснителей. Здесь можно было бы обнаружить массу обиняков и аналогий, но полезнее, наверное, просто принять гуманистическую сторону этой истории. Что до СБПЧ, то их личное творческое взросление на таком фоне еще более впечатляет.


Рэп и повседневность

Статья.

Группа «Макулатура» презентует новый альбом «Место» 11 апреля в клубе Zal.

Впервые кемеровский рэп-дуэт пригласил для записи пластинки известного не рэп-музыканта — Павла Додонова, бывшего гитариста Дельфина, участника московской инди-команды Race to Space. И это, пожалуй, главное достоинство «Места»: с Додоновым у «Макулатуры» появилась наконец-то музыка (а не просто минусовая фонограмма). Касательно содержания — тут без особых изменений: это все та же подробная и откровенная рефлексия на повседневные, часто очень личные, темы, поданная в плюс-минус литературной форме.

Временами, однако, складывается ощущение, что все усилия Додонова как композитора и аранжировщика не то чтобы пропали втуне, но как минимум избыточны. Для такого сознательно безыскусного стиля читки куда эффективнее, возможно, был бы не лиричный мелодизм, не тонкие, выверенные фразировки, а в меру «тупой», злой нойз-рок. Примерно такой, какой Додонов выдал в некоторых композициях альбома «Юность» Дельфина. В этом смысле наиболее гармоничны, пожалуй, лишь два трека «Места» — «Пальцы» и «Последний год на Земле». Другое дело, что поклонники «Макулатуры» любят дуэт, конечно, отнюдь не за музыкальное сопровождение.


Волшебные палочки

Статья.

В клубе Mod 11 апреля выступит один из самых авторитетных джазовых барабанщиков мира Джоджо Майер вместе с группой Nerve.

Джоджо Майер — музыкант, который на собственном примере доказал, что самоучке вполне по силам стать настоящим мастером с мировым именем. Майер родился в Цюрихе в 1963-м. Он обзавелся собственной ударной установкой в два года, а с трех лет уже гастролировал с отцом-басистом по Европе. По-настоящему известным он стал в юности, после появления в составе бендов Диззи Гиллеспи и Нины Симон.

Группа Nerve сформировалась в конце 1990-х из участников джемов на нью-йоркских джазовых вечеринках Prohibited Beatz. Поначалу Nerve исполняли почти электронную музыку с элементами джазовой импровизации, близкую к джанглу и минимал-техно, но с живой ритм-секцией Майера. В последних альбомах команда все более склоняется к абстрактному, но вместе с тем супертехничному джазу.

Едва ли не большую известность Джоджо Майеру принесла его преподавательская деятельность. Видеошкола Майера Secret Weapons for the Modern Drummer — одна из самых популярных методик обучения для барабанщиков.


Неудобные вопросы

Статья.

В БДТ 17 апреля состоится премьера спектакля «Волнение» с Алисой Фрейндлих в главной роли по пьесе, написанной специально для актрисы Иваном Вырыпаевым.

Вырыпаев стал и режиссером постановки. «„Волнение“ — это пьеса об „авторе“», — говорит драматург. Написана она специально для Алисы Фрейндлих, которая в нынешнем году отмечает 85-летие, а также 35-летие службы в БДТ. В постановке, кроме того, заняты ведущие артисты театра — Дмитрий Воробьев, Василий Реутов, Полина Толстун, Рустам Насыров и другие. Премьера также приурочена к юбилею БДТ, отмечавшего в феврале 100 лет со дня основания.

Действие спектакля происходит в Нью-Йорке, в квартире знаменитой американской писательницы польского происхождения Ульи Рихте, роль которой исполняет Фрейндлих. У Рихте, человека закрытого и непубличного, берет интервью польский журналист. Несмотря на предварительную договоренность, разговор принимает неожиданный оборот: журналист начинает задавать неудобные вопросы.

«Волнение» — третий спектакль по произведениям Ивана Вырыпаева в БДТ: в 2015-м Андрей Могучий поставил «Пьяных», в 2017-м Александр Баргман — «Летние осы кусают нас даже в ноябре».


Прелести культуры

Статья.

На Большой сцене театра «Балтийский дом» 24 апреля — премьера спектакля «Зощенко Зощенко Зощенко Зощенко» режиссера Андрея Прикотенко.

Спектакль приурочен к отмечаемому в этом году 125-летию Михаила Зощенко. За литературную основу постановки Андрей Прикотенко взял рассказы Зощенко, добавив к ним истории из жизни актеров, а также стихи современников сатирика: Анны Ахматовой, Александра Блока, Даниила Хармса, Осипа Мандельштама, Николая Гумилева и других.

«Сегодня, к сожалению, выросло поколение, для которых Зощенко — это просто пыльная книга на самой дальней полке», — отмечает режиссер. По-видимому, чтобы легче было вписать Зощенко в текущий контекст, Прикотенко добавил в музыкальное оформление не только Баха, но и, к примеру, Монеточку. В числе актеров — Ирина Соколова, Дарья Юргенс, Михаил Бойков, Арсений Воробьев.

Андрей Прикотенко — главный режиссер Новосибирского государственного театра «Старый дом», лауреат многих профильных наград, в том числе высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» в номинации «Лучшая режиссерская работа».


Везувийский архив

Статья.

Выставка «Боги, люди, герои. Из собрания Национального археологического музея Неаполя и Археологического парка Помпей» откроется 19 апреля в Эрмитаже.

В залах Малого Эрмитажа будет представлено около 80 произведений античного искусства, ранее не выставлявшихся в Петербурге: фрески, мозаика, скульптура, бронзовые изделия, предметы прикладного искусства — артефакты, найденные при раскопках древнеримских городов Помпеи, Геркуланум и Стабии. Эти поселения были погребены под слоем пепла в результате извержения Везувия в 79 году. Археологические раскопки этих городов, начавшиеся в XVIII веке, позволили узнать новые аспекты повседневной жизни так называемых везувийских городов.

Первоначально в Помпеях раскопки проводились под патронажем чиновников, для которых на первом месте стояла задача поиска ценностей с целью их выгодного сбыта. До нашего времени дошли только подробности частной жизни горожан, в то время как Геркуланум, раскопки которого проводились немногим позже Помпей, сохранил в полной неприкосновенности не только частные дома, но и общественные памятники, включая множество произведений античного искусства.


Мексиканские страсти

Статья.

В Музее Фаберже открылась выставка «Viva La Vida. Фрида Кало и Диего Ривера. Живопись и графика из музейных и частных собраний».

Кураторы собрали большую коллекцию работ Фриды Кало и Диего Риверы вместе, чтобы рассказать историю самой знаменитой супружеской пары в искусстве ХХ века. Экспонируется более 90 произведений Кало и Риверы — живопись, рисунки, литографии. В основе экспозиции — работы из собрания Музея Долорес Ольмедо (Мехико), который обладает крупнейшей в мире коллекцией живописных произведений обоих художников. Помимо этого, представлена живопись и графика из частных собраний Европы и Латинской Америки, работы из собрания Хуана Коронеля Риверы (внука Диего Риверы) и галереи «Арвил» (США), а также фотографии и документальные фильмы о жизни и творчестве Фриды Кало и Диего Риверы.

Художники познакомились, когда Фрида попросила оценить Риверу, уже маститого в то время живописца, свои первые работы. «Эта девочка — художник от рождения, необыкновенно чуткая и способная к наблюдению», — сказал позже Ривера о картинах юной Кало. Их отношения переполняли эмоции и страсти, что нашло отражение в первую очередь в творчестве Фриды Кало.


Потустороннее искусство

Статья.

С 9 апреля в «Манеже» начнет работу межмузейный выставочный проект «Жизнь после жизни», посвященный теме эсхатологии в петербургской живописи XVIIIXXI веков.

Диапазон представленных авторов — от Алексея Венецианова и Карла Брюллова до Виталия Пушницкого и Михаила Шемякина; жанры — живопись, графика и скульптура. Что такое смерть и что стоит за ней? Этому переживанию, выраженному в художественной форме, и посвящена выставка в Манеже. Проект создавался в сотрудничестве более чем с 20 музеями, в том числе с Эрмитажем, Русским музеем, Третьяковской галереей и другими музеями Санкт-Петербурга, Москвы и городов России. Специально для выставки композитор Миша Мищенко написал саундтрек.

Основная задача экспозиции, как видят ее кураторы, выстраивание внутреннего диалога между художественными произведениями, написанными на одну тему, но в разные эпохи. При этом можно оценить многообразную палитру размышлений художников на тему жизни, смерти и бессмертия. Такое сопоставление, как подчеркивается, позволит зрителю более полно воспринимать замысел и видение авторов.


Тяжелый случай

Статья.

В СК «Юбилейный» 20 апреля состоится турнир по смешанным единоборствам UFC Fight Night с участием мужчин и женщин.

В качестве главного номера UFC Fight Night значится бой тяжеловесов — молодого россиянина Александра Волкова и ветерана UFC голландца Алистара Оверима. Волкова называют восходящей звездой UFC, и это даже при не самом безупречном послужном списке (29-7). Его соперник Оверим — один из сильнейших бойцов UFC (14-4), который, к слову, в предыдущем бое нокаутировал российского спортсмена Сергея Павловича в первом же раунде. Последний по счету бой Волкова завершился для него неудачно: он проиграл техническим нокаутом американцу Деррику Льюису.

Еще один поединок в тяжелой весовой категории — бой поляка Марчина Тыбура (17-4) и россиянина Шамиля Абдурахимова (19-4). Кроме того, упомянутый Сергей Павлович (12-1) встретится с бразильцем Марсело Голмом (6-2). Помимо мужчин впервые в России на турнире UFC сойдутся бойцы-женщины: в наилегчайшем весе выступят американка Роксанн Модаффери (23-15) и Антонина Шевченко (7-0), представляющая Перу.


От Бэтмена до Лары Крофт

Статья.

Фестиваль кино и компьютерных игр Epic Con пройдет 27 и 28 апреля в СКК.

Очередной слет фанатов комиксов, супергеройского кино и компьютерных игр проводится, как всегда, с большим размахом. В программу фестиваля включены всевозможные шоу, встречи со знаменитыми актерами, писателями и художниками, презентации графических романов, премьеры фильмов, а также интерактивные конкурсы, турниры по настольным и компьютерным играм, мастер-классы. Все это — в окружении эпических декораций и тематических стендов по мотивам фильмов, популярных комиксов, аниме, а также компьютерных и настольных карточных игр.

Одно из самых зрелищных событий Epic Con — конкурс косплея, участники которого соревнуются в максимально подробном и ярком «вживании» в каноничные образы. Среди номинаций конкурса — «Красота в деталях», «Лучший групповой косплей», «Лучший положительный герой» и «Лучший злодей». Также в рамках фестиваля запланированы показательные выступления рестлеров из профессиональной петербургской команды Northern Storm Wrestling.