Месяц в городе


Вечно молодой

Британский музыкант, основатель и вокалист глэм-рок-команды Roxy Music Брайан Ферри выступит 11 октября в БКЗ «Октябрьский».

Концерт — часть большого европейского тура Avonmore. Одноименный альбом, пятнадцатый по счету в дискографии артиста, был выпущен в 2014 году. В записи поучаствовали многие именитые музыканты: Джонни Марр (The Smiths), Фли (Red Hot Chili Peppers), Марк Нопфлер, Маркус Миллер, Нил Роджерс и другие.

Прежде чем собрать Roxy Music, в конце 1960-х Ферри пробовался на роль поющего басиста в King Krimson, куда принят не был, но получил хорошие рекомендации от Роберта Фриппа. В это же время будущий музыкант занимался живописью и даже успел организовать две выставки своих работ в Лондоне, покуда в начале 1970-х не основал Roxy Music. Вначале, прежде чем взяться за каноничный глэм-рок, группа исполняла авангардный поп — довольно доступный, чтобы нравиться публике, и в меру изобретательный, чтобы и музыкальные критики относились к ней благосклонно. Коллектив пережил несколько распадов и воссоединений, что не мешало Брайану Ферри записывать удачные в коммерческом и художественном плане сольные пластинки.

Вкрадчивый рок

В Концертном зале у Финляндского 21 октября можно будет послушать Константина Никольского.

Константин Никольский не выпускал новых альбомов уже лет 10, однако записанных за 40 лет творчества хитов для регулярных выступлений, видимо, более чем достаточно. В последней полноформатной студийной записи Никольского, «Иллюзии» (2007), нет ни одной синтезированной ноты — только бас, барабаны и гитара. Впрочем, бывшему партнеру по группе «Воскресенье» Алексею Романову, с которым у Никольского всегда складывались непростые профессиональные отношения, отозвался об «Иллюзиях» прохладно: «Не понравилось, ничего нового».

Константин Никольский стал профессиональным музыкантом, будучи еще школьником: его, 15-летнего ритм-гитариста, пригласили выступать в группу «Крестоносцы», позже переименованную в «Атланты» (ввиду высокого роста всех участников). Наибольшую популярность как сольный артист Никольский получил после выхода второго студийного альбома «Один взгляд назад» (1996) — с композициями «Мой друг художник и поэт» и «Музыкант», до сих пор не покидающими повседневную ротацию «Нашего радио».

Дорн по-американски

Иван Дорн презентует свой новый англоязычный альбом OTD в клубе А2 15 октября.

Украинский поп-исполнитель весной выпустил свой первый англоязычный альбом OTD (Open The Dorn), записанный в США. На вопрос Юрия Дудя: «Зачем?» — музыкант ответил, что основная цель — выйти из «зоны комфорта». При этом глобальная задача, которую Дорн попутно и не без скромности озвучил, — попробовать взять приступом западного слушателя.

OTD несколько месяцев сочинялся и записывался в лос-анджелесской студии — Дорн и команда решили погрузиться в необходимую атмосферу, в том числе и языковую. Между делом шли съемки документального фильма о творческих буднях. Как отмечают некоторые критики, притом что к звуку альбома не придерешься — он, как всегда у Дорна, свежий, лощеный, — смена языка вызвала потерю фирменной фонетической развязности и «неправильности» русских текстов певца. Как бы то ни было, большинство коллег Ивана Дорна признают, что он — один из немногих поп-исполнителей на постсоветском пространстве, за которого перед условной западной аудиторией действительно не стыдно.

Секреты закулисья

На исторической сцене Мариинского театра 29 октября будет представлена одноактная комическая опера Вольфганга Амадея Моцарта «Директор театра».

Опера «Директор театра» была заказана Моцарту в 1786 году кайзером Йозефом II по случаю торжеств в честь генерал-губернатора Нидерландов. Помимо званых обедов и танцев на празднике имела место битва композиторов: Антонио Сальери и Вольфганг Амадей Моцарт представили на суд гостей свои произведения на комический сюжет из жизни театрального закулисья. Моцарт сочинил оперу на немецкое либретто Готлиба Штефани-младшего, Сальери — на итальянское Джованни Баттисты Касти. Примечательно, что Моцарт проиграл состязание — больше «лайков» тогда набрала итальянская опера Сальери. Вполне возможно, что «Директор театра» был просто недостаточно проработан Моцартом ввиду его занятости в тот момент куда более значительным опусом — «Свадьбой Фигаро». Однако сегодня одноактный зингшпиль Моцарта, в комедийном ключе показывающий театральные нравы, пользуется заслуженным вниманием публики и активно ставится на музыкальных сценах мира.

Пелевин и марионетки

В Большом театре кукол 22 октября — премьера спектакля «Жизнь насекомых» по мотивам романа Виктора Пелевина.

«Жизнь насекомых» (1993) — второй роман самого плодовитого российского постмодерниста, в котором заметно увлечение автора не только буддизмом, но и стоицизмом вместе с психоделическими исканиями Карлоса Кастанеды. Герои — характерные представители населения страны постперестроечного периода, идеальный материал для обязательной пелевинской соцсатиры. Обращение Театра кукол именно к этому произведению, с одной стороны, необычно (это далеко не самое популярное сочинение Пелевина), а с другой — наверное, объяснимо: роман, ввиду его унифицированной для любой российской действительности фактуры, со временем приобретает все большую актуальность, хотя бы в сравнении со сверхпопулярным «Generation П».

Режиссер спектакля — Руслан Кудашов, главный режиссер Большого театра кукол, художественный руководитель театра «Потудань», лауреат многочисленных театральных премий, в числе которых «Золотая маска» и «Золотой софит». Среди многочисленных работ Кудашова — кукольные, драматические, пантомимические, пластические, но в основном «синтетические» спектакли с использованием марионеток, петрушек, теней, масок и прочих атрибутов классического кукольного театра в сочетании с живым актерским фоном.

Плоды двух революций

Выставка «Мечты о мировом расцвете» с работами известных российских художников периода 1905–1920-х гг. открылась в Русском музее (корпус Бенуа).

Кураторы решили скомпоновать обширную экспозицию так, чтобы она демонстрировала многогранную, сложную картину первых десятилетий ХХ века — от революционных волнений 1905 года до энтузиазма первой пятилетки. В этой панорамной картине, выполненной такими мастерами, как Филонов, Альтман, Репин, Серов, соединились вера в мировую революцию, надежды на всеобщее благоденствие, смелые мечтания и тревожные предчувствия.

После первой революции 1905 года, в период Первой мировой войны и после революции 1917 года представители художественных и писательских кругов по-разному реагировали на происходящие вокруг события. Различие взглядов выявилось не только в формальном решении родственных тем, хотя нередко художники-авангардисты в середине 1910-х — 1920-е годы ограничивались именно формальным новаторством, не касаясь социальных проблем. В то же время фигуративисты — Репин, Серов, Григорьев и другие, — оставаясь в привычных для себя формах, акцентировали внимание общества на острых темах. При этом практически все мастера той поры мечтали о кардинальных изменениях жизни не только в России, но и во всем мире.

Размытая красота

С 4 октября в центре РОСФОТО начнет работу выставка, посвященная золотому веку британской фотографии.

В экспозиции «Ранняя британская фотография» — снимки 1840-х — начала 1850-х годов, выполненные в технике калотипии, и снимки второй половины 1850-х годов, сделанные с использованием так называемого мокроколлодионного процесса. Всего будет показано около 60 оригинальных отпечатков на соленой и альбуминовой бумаге — в России эти артефакты существуют в единственном экземпляре. Уникальные авторские отпечатки практически никогда не покидают хранилищ: хрупкие, легко разрушающиеся снимки требуют особых условий хранения и могут экспонироваться лишь на очень короткий срок.

С калотипии — отпечатков на соленой бумаге — начинается история фотографии как способа получения неограниченного числа позитивных изображений с одного негатива. Первые отпечатки получались не только монохромными, но и размытыми, зернистыми, больше похожими на графику или рисунок, — они отражали стремление первопроходцев фотографии использовать этот «медиум» для создания по-настоящему художественного изображения.

Современный фарфор

В Главном штабе показывают «Метаморфозы фарфоровой пластики Инны Олевской» — более пятидесяти произведений художника и скульптора Императорского фарфорового завода.

Инна Олевская (родилась в 1940 году) — художник по росписи фарфора, заслуженный художник Российской Федерации, член-корреспондент Российской академии художеств. В 1969 году Олевская устроилась на Ленинградский фарфоровый завод им. М. В. Ломоносова (Императорский фарфоровый завод с 2005 года). Участница крупнейших отечественных и зарубежных выставок. В 1978-м получила первую премию Международной квадриллионе в Эрфурте. В 1980-м была награждена дипломом, а в 2003-м — серебряной медалью Академии художеств России. Стажировалась в Италии и Германии. Участница международных симпозиумов по керамике.

На выставке в Эрмитаже представлены произведения, созданные на тему литературы и поэзии, а также работы, посвященные осмыслению наследия авангардного искусства. В процессе создания художественных ансамблей Олевская серьезное внимание уделяет форме, взаимодействию всех пластических элементов и фактуре изделий.

С места в карьер

В «Сибур Арене» 7 октября пройдет матч волейбольной суперлиги между петербургским «Зенитом» и клубом «Кемерово».

Новоиспеченный участник суперлиги официально существует меньше полугода: команда Александра Климкина была создана летом этого года. При этом «Зенит» включен в состав турнира на сезон-2017/18 вместо краснодарского «Динамо». Спонсор команды — «Газпром». «Зенит» сразу же подписал контракты с Александром Волковым, Андреем Ащевым, Сергеем Червяковым, Денисом Шипотько, Евгением Сивожелезом, Александром Болдыревым, Артемом Зеленковым, Павлом Панковым, Максимом Шульгиным, Филиппом Воронковым. Среди легионеров — кубинец Ореоль Камехо и швед Маркус Нильссон.

В первом туре «Зенит» переиграл со счетом 3:1 столичное «Динамо», во втором — «Енисей» (3:1). В интервью после победы над «Динамо» Евгений Сивожелез особо отметил работу помощника главного тренера новой команды итальянца Серджио Бузато, бывшего главного тренера мужской сборной России. Также игрок признался, что команда фактически начала тренироваться всего лишь за неделю до дебюта в суперлиге.

Пояса и титулы

Турнир по смешанным единоборствам M-1 Challenge, посвященный 20-летию организации M-1 Global, пройдет 27 октября в Ледовом дворце.

В главном бою вечера встретятся средневесы: не знающий поражений 33-летний Алексей Кунченко («Росомаха») из Тюмени и 27-летний петербуржец Сергей Романов («Уличный боец»). В активе Кунченко 11 побед нокаутом (из 16); он предпочитает ударную технику борцовской, несмотря на то что начинал с дзюдо и самбо, а дебютный бой ММА закончил удушающим. Кунченко — мастер спорта по армейскому рукопашному бою и тайскому боксу.

Карьера Сергея Романова началась на улице (отсюда и прозвище), где он зарекомендовал себя в известных околофутбольных мероприятиях. Профессионально выступает в ММА с прошлого года; на данный момент у Романова пять рейтинговых боев, и все победные.

Другим важным событием турнира станет схватка за вакантный пояс чемпиона мира по версии M-1 Challenge в среднем весе между бывшим бойцом UFC бразильцем Кайо Магальяэшем по прозвищу Hellboy и россиянином Артемом Фроловым, на счету которого 9 побед в 9 боях.

В числе экзотических поединков вечера — бой между первым номером скандинавского MMA в легчайшем весе финским спортсменом Яне Элонен-Кулмала и лучшим бойцом Калмыкии Баиром Штепиным.