Месяц в городе


Веселое обществознание

В Петербургском СКК 7 марта выступит «Группировка Ленинград» с юбилейной программой «20 лет на радость».

Даты выступлений у группы расписаны почти до конца года, и юбилейный тур носит действительно глобальный характер — от Нью-Йорка до Владивостока. Размах гастролей прямо пропорционален уровню медийного ажиотажа, который «Ленинград» активно наращивает с выходом каждого нового клипа. Последний из них — «Кольщик» — набрал 5 млн просмотров на YouTube всего за неделю. Снимал его Илья Найшулер, режиссер фильма «Хардкор» и автор видео на песню False Alarm канадца The Weeknd.

Группа «Ленинград» ведет свою официальную хронологию с зимы 1997 года. Тогда фронтменом числился Игорь Вдовин — известный петербургский музыкант и композитор, среди прочего автор саундтрека к фильму «Дуэлянт» Алексея Мизгирева. В 1998-м бессменным лидером «Ленинграда» становится Сергей Шнуров. Примечательно, что продюсером дебютного альбома «Пуля» (1998) стал Леонид Федоров («АукцЫон»). С тех пор группа успела выпустить еще 17 полноформатных пластинок, на время уйти в творческий отпуск (2008–2010), собраться вновь и стать в итоге самой успешной на сегодняшний день отечественной рок-группировкой.

 

Поп-авангард

Лондонская инди-группа Bastille выйдет на сцену клуба А2 Green Concert 10 марта.

В прошлом году Bastille выпустили пластинку Wild World, которая по выходе достигла первых строчек хит-парадов в родной Великобритании. Синдрома «второго альбома» на фоне успеха первого, Bad Blood (2013), по-видимому, не случилось. И критики, и слушатели встретили Wild World достаточно теплыми отзывами. Все чаще группу называют «новыми Coldplay».

Bastille сформировались в 2010-м — в формате соло-проекта вокалиста Дэна Смита; чуть позже к нему присоединились остальные участники. Команде повезло, она сразу попала в поле зрения широкой аудитории: первые синглы принялся активно пиарить ведущий радиостанции Kerrang! Уже через год Bastille выступили на фестивале Glastonbury, а в 2012-м их подписал лейбл Virgin Records. Мировой известности коллектив достиг по выходе упомянутого дебютного альбома Bad Blood. Клип на песню Pompeii к настоящему моменту набрал на YouTube баснословных 380 млн просмотров.

Bastille также известны как большие поклонники Дэвида Линча. Их треки активно используются в серии футбольных симуляторов FIFA.

 

Беспощадная ирония

Концерт дуэта «Барто», многократных лауреатов премии Артемия Троицкого «Степной волк», пройдет 11 марта в клубе «Зал Ожидания».

В начале февраля у «Барто» вышла вторая часть шестого полноформатного альбома «Светлое завтра» — очередная порция язвительного, неподцензурного электроклэша, за который любят одиозных петербуржцев. Со времен дебюта в 2006 году, судя по записи, у группы не убавилось ни злости, ни градуса сарказма. В создании «Светлого завтра» поучаствовали Пахом, Андрей Машнин («МашнинБэнд»), Nina Karlsson и другие.

Дуэт «Барто» — это Мария Любичева (вокал, музыка, тексты) и Евгений Куприянов (тексты, музыка). За 10 лет стилистически группа также не претерпела сколько-нибудь серьезных изменений. Она по-прежнему обличает власть, мейнстрим и всевозможные вульгаризмы массового сознания. Первый альбом вышел при участии Артемия Троицкого, наградившего «Барто» премией «Степной волк — 2008» в номинации «Дебют года». За время концертной деятельности группа выступала не только в России, но и во многих странах Европы. С «Барто» сотрудничали Юрий Цалер («Мумий Тролль»), Глеб Самойлов («Агата Кристи»), Леха Никонов («ПТВП»).

 

Добрые странники

Самая улыбчивая грузинская фолк-рок-группа — «Мгзавреби» — выступит в клубе «Космонавт» 26 марта.

«Мгзавреби» («Пассажиры») совсем недавно появились на российской музыкальной сцене и уже успели получить премию от «Нашего радио — 2016» в номинации «Взлом». Не в последнюю очередь популярности способствовала коллаборация с писателем и режиссером Евгением Гришковцом: в 2013-м вышла их совместная пластинка «Ждать жить ждать». Между тем в 2016 году группа отметила десятилетие творческой деятельности — в том числе выходом альбома Iasamani.

Музыку «Мгзавреби», несмотря на очевидные традиционные мотивы, нельзя считать фолком в привычном смысле. Скорее это world music, во многом импровизация, тем более на сцене, где музыканты держат себя с заразительной непринужденностью. Однозначно можно сказать, что это не только одна из самых веселых групп (нет ни одной фотографии, где бы музыканты выглядели унылыми, а их предыдущий альбом назывался In Vino Veritas), но и одна из самых бесхитростных: альбом Iasamani, к примеру, грузины посвятили « всем своим дедушкам, бабушкам, родителям, а также семьям, друзьям и слушателям».

 

Камерная доброта

На Малой сцене Театра им. Ленсовета 7 марта состоится премьера спектакля «Земля Эльзы» по пьесе Ярославы Пулинович.

В авторской аннотации сообщается, что пьеса написана для взрослых, несмотря на то что про детей; фабула же упакована в «три дня из маленькой жизни». Главная героиня — немолодая вдова Эльза в исполнении заслуженной артистки РФ Ларисы Леоновой. За постановку взялся Юрий Цуркану, и это его дебют в Театре им. Ленсовета. Цуркану — штатный режиссер «Русской антрепризы им. Андрея Миронова», где помимо русской классики он ставил пьесы современных драматургов, в том числе «Бабу Шанель» Николая Коляды (учителя Ярославы Пулинович, автора «Земли Эльзы»).

Ярослава Пулинович — одна из самых даровитых и плодовитых воспитанниц Коляды, лауреат премии «Дебют», «Голос поколения» и других. Ее пьесы ставят на многих площадках мира. «Земля Эльзы» — последнее по счету произведение, написанное Пулинович в 2015 году. В 2016-м ее уже ставили в Театре на Таганке. По словам Николая Коляды, «Земля Эльзы» — это «простая, добрая, честная, искренняя пьеса».

 

Жертвы муз

В Михайловском театре 28 марта — опера Джакомо Пуччини «Богема» в постановке канадского режиссера Роберта Карсена.

Эту трактовку «Богемы» можно считать приближенной к традиционной: действие разворачивается в Париже времен Belle Epoque, то есть во времена написания оперы Пуччини (1896). Произведение Анри Мюрже «Сцены из жизни богемы», впрочем, появилось еще в 1851 году. Автор черпал материал, что называется, из собственной жизни: до того как стать успешным писателем, ему приходилось вести буквально нищенское существование. Чтобы заработать на кусок хлеба, он был вынужден подрабатывать где попало, вплоть до редактуры журнала, посвященного головным уборам. «Богемная» жизнь в итоге дала о себе знать: Мюрже не дожил и до сорока.

В роли Рудольфа — солист Новосибирского государственного театра оперы и балета, дебютант Михайловского Сергей Кузьмин, в роли Мими — ведущая солистка театра Татьяна Рягузова. Постановщик — известный канадский режиссер Роберт Карсен, ранее ставивший «Риголетто» в Большом театре и «Мою прекрасную леди» в Мариинке.

 

Хроника советского джаза

В центре РОСФОТО с 3 марта по 9 апреля будет работать персональная выставка Александра Смирнова «Ритм. Джазовая фотография».

Смирнов на протяжении 15 лет снимал героев советского джаза. Основу его обширной фотохроники составили выступления музыкантов в ленинградском джазовом клубе «Квадрат», куда он попал впервые в середине 1970-х, выполняя учебное задание. С тех пор и до конца 1980-х он фиксировал будни джазовой сцены в СССР, снимая не только в стенах «Квадрата», но и на многих советских джазовых фестивалях, включая международный фестиваль «Осенние ритмы», ежегодно проводившийся в Ленинграде.

Однако Смирнов не просто фиксирует жизнь джазовой сцены, он наблюдает ее изнутри. В портретах музыкантов, созданных фотографом, очень точно зафиксировано состояние творческой свободы в не очень свободной стране, ярко выделяется индивидуальный характер каждого исполнителя. На фотографиях Александра Смирнова — Игорь Бутман, Владимир Волков, Сергей Манукян, Давид Голощекин, Билли Тэйлор, Олег Лундстрем, Кенни Болл и многие другие.

 

Геологические абстракции

В Русском музее (Мраморный дворец) открывается выставка итальянского абстракциониста Марчелло Ло Джудиче.

По первому образованию Ло Джудиче геолог, что и повлияло в большей степени на него как на художника. Работы, по мысли автора, должны вызывать у зрителя соответствующие ассоциации: они напоминают фиксацию неких геологических процессов. Художник работает руками — черпает краску и пигменты из мешков и банок, формируя всевозможные поверхности. При этом «посев» пигмента происходит в определенном, мотивированном автором ритме. Ло Джудиче таким образом создает параземную «кору», наращивает ее. Фактура полотен при этом получается всегда рельефной, с оригинальной игрой света и тени. Такой метод — «жестовости» — для итальянца в чем-то схож с идеей креационизма в форме непосредственного самосозидания мира. Работы Ло Джудиче — метафоры глобальных природных процессов с их постоянным формированием новых поверхностей, вечным изменением земного пейзажа.

Второе образование Марчелло Ло Джудиче получал в Венецианской академии художеств. Его наставниками были известные мастера arte informale (искусства информализма) — Эмилио Ведова и Джузеппе Сантомазо.

 

Тавтологические коллажи

Персональная выставка Ивана Горшкова «Гиперпрыжок и муравьед» работает в Marina Gisich Gallery до конца апреля.

Выставка молодого воронежского художника, одного из лидеров новой «воронежской волны» и соучредителя Воронежского центра современного искусства, — это серия графики, живописи и объектов, которая выполнена традиционным для Горшкова методом: «найти и улучшить». Название проекта отсылает к басне «Стрекоза и муравей». Художник смешивает краски, принты, фотожабы, наклейки и превращает в многослойный «тавтологический коллаж». В картинах и скульптурах Горшкова сосуществуют микро- и макромиры: в виде самостоятельного портрета, например, может выступить зрачок. Все элементы картины, однако, находятся в сложных взаимоотношениях. Те же наклейки в большинстве случаев изображают рожицы — у Горшкова все насыщено взглядами и характерами, причем, как и в жизни, характеры и взгляды эти поджидают в самых неожиданных местах.

Иван Горшков известен своим особым подходом к материалам. В качестве таковых он нередко использует бетон, железо, рубероид, а в качестве инструментов — молот и наковальню.

 

Культ тела

В Петербургском СКК с 24 по 26 марта пройдут соревнования Санкт-Петербурга и Ленинградской области по бодибилдингу и фитнесу.

В соревнованиях будут участвовать все официальные категории спортсменов, от юниоров до ветеранов, а также совсем юные участники (фитнес — от 9 лет). Помимо классических бодибилдинга и фитнеса будут представлены такие дисциплины, как пляжный бодибилдинг, атлетический пляжный бодибилдинг (muscular physique), боди-фитнес, конкурс фит-моделей и фитнес-бикини. Главный судья турнира — Владимир Дубинин, президент Федерации бодибилдинга и фитнеса России.

Отечественный бодибилдинг имеет долгую историю, берущую начало еще в 1960-е, когда в СССР начали появляться первые залы, ориентированные исключительно на занятия культуризмом и смежными силовыми видами. Первые соревнования, в которых участвовали советские атлеты, — чемпионат мира по культуризму, прошедший в Австралии в 1988 году. Среди действующих российских профессионалов наибольших успехов на международной арене добился воронежец Сергей Шелестов, участвовавший в турнирах «Мистер Олимпия» и «Арнольд Классик».