Месяц в городе


Бигбит жив

Статья.

Электронный дуэт The Chemical Brothers представит новый альбом No Geography 6 июня в ДС «Юбилейный».

Девятый студийный альбом британцев — убедительная попытка вдохнуть в бигбит новую жизнь. No Geography выходит далеко за пределы герметичного техно-дэнса, чему поспособствовало привлечение не совсем обычных для дуэта соучастников вроде норвежской певицы Aurora (а не, скажем, вышедших в тираж рэперов, как это нередко бывало в работах The Chemical Brothers последних лет). Однако при всем разнообразии пластинки она держится на общем трансово-психоделическом настрое, который подхватывает с первого трека и не отпускает до самого финала. No Geography — редкий случай, когда при прослушивании The Chemical Brothers ни разу не возникает дежавю, настолько по-другому звучит дуэт. (Разве что Weʼve Got To Try не дает все-таки забыть, из какого теста сделаны Том Роулендс и Эд Саймонс.)

К очевидным плюсам стоит добавить и два отличных клипа на треки Free Yourself и Got To Keep On. Над последним, к слову, работал Мишель Гондри.


Аттестат зрелости

Статья.

Монеточка 7 июня отметит 21-летие на сцене клуба А2; компанию певице составят битмейкер Витя Исаев и новая, теперь уже штатная группа.

Лиза Гардымова, она же Монеточка, недавно попала в список Forbes, но пока не по золотовалютному признаку, а как одна из самых перспективных артисток отечественной эстрады. Однако нельзя сказать, что Монеточка совсем не пользуется тем хайпом, который сложился по поводу ее творчества в последние два года. Странно было бы, если после всех выданных авансов и выступлений на Первом канале — то есть более или менее всеобщего признания — Лиза ушла бы в гордое подполье.

Надо сказать, что свой успех Монеточка наращивает достаточно последовательно и, как правило, без лишних телодвижений, которые могли бы негативно сказаться на репутации. После выхода прошлогоднего альбома «Раскраски для взрослых» всем, кажется, стало понятно, что Монеточка — это всерьез и надолго, недаром же ее называют новой Земфирой. Из последних релизов певицы — сингл «Падать в грязь», выпущенный в мае.


Образцовая парижанка

Статья.

На Главной сцене Новой Голландии 2 июля выступит французская актриса и певица Шарлотта Генсбур; это первый концерт дочери Сержа Генсбура и Джейн Биркин в России.

Генсбур и группа исполнят последний по счету альбом певицы Rest, вышедший в 2017-м. Альбом биографический и очень личный, он посвящен сестре Шарлотты — фэшн-фотографу Кейт Барри, погибшей в 2013 году, и отцу. Rest довольно высоко оценили американские и британские музыкальные критики, несмотря на то что альбом по преимуществу франкоязычный. В нем, пожалуй, больше, чем в какой-либо еще записи Генсбур, проявились музыкальные гены ее отца — пластинка получилась очень генсбуровской, холодной и отстраненной. Rest спродюсировал французский музыкант и диджей SebastiAn; он же ранее поработал над ремиксом композиции Hey Joe, которую Генсбур исполнила для саундтрека к «Нимфоманке» (к слову, это один из лучших каверов на хит Джимми Хендрикса). Кроме того, одна из песен Rest, Songbird in a Cage, написана Полом Маккартни.

Шарлотта Генсбур в последнее время известна в первую очередь как одна из любимых актрис Ларса фон Триера — она снималась в «Антихристе» (2010), «Меланхолии» (2011) и «Нимфоманке» (2013). За роль в «Антихристе» Генсбур получила приз за лучшую женскую роль Каннского кинофестиваля.


Боевая Роза

Статья.

В БДТ 19 июня — премьера спектакля «Жизнь впереди» по роману Эмиля Ажара (Ромена Гари) со Светланой Крючковой в главной роли.

В основе сюжета — история отношений мадам Розы и ее воспитанника Момо. Мадам Роза — бывшая проститутка, содержательница детского приюта в эмигрантском квартале Парижа, которая не испытывает никаких иллюзий по поводу доброты мира и уверена, что, пока жизнь продолжается, битва не окончена и «все еще впереди».

Книга французского писателя Ромена Гари «Вся жизнь впереди», опубликованная в 1975 году под псевдонимом Эмиль Ажар и удостоенная Гонкуровской премии, возможно, самый занимательный случай литературной мистификации ХХ века. На подобную шутку Гари пошел в пику ограничению, которое прописано в правилах главной литпремии Франции — что награждать ею могут только одного автора и один раз (Гари был премирован в 1956-м за роман «Корни неба»). Так нарисовался «племянник» писателя, Эмиль Ажар, который в качестве разведки перед боем опубликовал в 1974-м книгу «Голубчик», получившую хорошую критику. И уже в 1975-м Ажар (то есть Гари) стал лауреатом Гонкуровской премии. Никто ничего не подозревал до тех пор, пока настоящий автор в 1979-м в своем эссе «Жизнь и смерть Эмиля Ажара» не признался: «Я славно повеселился. До свидания и спасибо». Через год, правда, не стало и самого Ромена Гари.


Дао по-древнерусски

Статья.

В Театре на Литейном 7 июня показывают новый спектакль лауреата «Золотой маски» режиссера Бориса Павловича по роману Евгения Водолазкина «Лавр».

Борис Павлович подчеркивает, что инсценировка «Лавра», сделанная совместно с Элиной Петровой, — небуквальная интерпретация текста Водолазкина. «Наш спектакль — попытка рассказать о себе, рассказывая историю другого, — поясняет режиссер. — В спектакле нет четкого распределения ролей. Вряд ли кто-то из артистов рискнет сказать: я сыграю святого. Но рассказать о нем, соотнести себя с тем, что такое человек в своем предельном воплощении, — это, наверное, задача, достойная театра».

Роман «Лавр», вышедший в 2012 году, — самая популярная книга Евгения Водолазкина, удостоенная первой премии «Большая книга» и переведенная на десятки языков. Благодаря положительным рецензиям в The New Yorker и Guardian о романе узнали во всем мире. Главный герой «Лавра» — вымышленный древнерусский целитель и святой Арсений, который путешествует по миру в поисках ответов на вопросы об истории человечества и о поиске своего пути.


Другой сюрреализм

Статья.

Выставка одного из важнейших представителей европейского сюрреализма Макса Эрнста откроется 15 июня в Эрмитаже.

В Эрмитаж привозят работы, относящиеся к так называемому французскому периоду Макса Эрнста (1891–1976), созданные в 1920–1930-х годах в Париже. В то время Эрнст уже окончательно отошел от дадаизма и под влиянием Андре Бретона и Луи Арагона стал писать картины в протосюрреалистическом духе. Этот этап творчества считается сегодня наиболее важным в карьере Эрнста. В то время он активно общался и сотрудничал с Жоаном Миро, Полем Элюаром, Альберто Джакометти и даже снимался в фильмах Луиса Бунюэля. Кроме традиционных Эрнст осваивал альтернативные техники — фроттаж и граттаж. В 1936-м картины Эрнста были показаны на выставке «Фантастическое искусство, дада, сюрреализм» в Нью-Йоркском музее современного искусства — так началась его международная слава.

В Эрмитаже будет представлено около 20 живописных и графических работ Макса Эрнста, ранее в России не выставлявшихся. Экспонаты предоставлены частными коллекционерами.


Современность в стиле укиё-э

Статья.

В «Эрарте» до 22 июля можно увидеть работы известного японского художника-графика Юдзи Хирацука.

На персональной выставке Юдзи Хирацуки «Жизнь в эпоху Гэндай» (то есть в современную эпоху) представлено около 40 графических работ, созданных в последние годы и воплощающих размышления автора о современной жизни, диалоге культур и об искусстве в эпоху глобальной циркуляции художественных образов. Художник развивает традиции укиё-э (наиболее популярного жанра периода Эдо), перенося канонические японские сюжеты в повседневную среду сегодняшних мегаполисов и сталкивая их с узнаваемыми образами западной культуры.

Юдзи Хирацука работает в технике печатной графики, используя метод глубокой печати интаглио и сочетая его с приемом шин-колле — печатью на специальном сорте тончайшей бумаги, придающей оттискам особое изящество. По признанию художника, новейшим компьютерным технологиям он предпочитает традиционные техники гравюры. Хирацука родился в 1954 году в Осаке, с 1985-го живет и работает в США. Многочисленные персональные выставки художника проходили в США, Корее, Канаде, Северной Ирландии.


Лики Ахматовой

Статья.

В Русском музее 19 июня открывается выставка «Анна Ахматова. К 130-летию со дня рождения».

В Садовом вестибюле Михайловского дворца можно будет увидеть 10 живописных, графических и скульптурных портретов Анны Ахматовой из собрания Русского музея. Все эти работы созданы современниками поэтессы — Натаном Альтманом, Николаем Тырсой, Кузьмой Петровым-Водкиным, Владимиром Фаворским и другими художниками, которые запечатлели поэтессу в разные периоды ее жизни и творчества.

Один из самых узнавамых портретов экспозиции — работа Кузьмы Петрова-Водкина, созданная в 1922 году. Известно, что Ахматова хотя и ценила Петрова-Водкина как художника, но все же была не совсем довольна результатом. «Не похож, — писала она позже о портрете, — он робкий». Художник, в свою очередь, тоже был поклонником поэтического таланта Анны Ахматовой, однако, как отмечают современники, отнюдь не считал Ахматову идеалом красоты. Грустное выражение лица Ахматовой и «холодность» портрета в целом, как считается, не случайны: годом ранее был расстрелян Николай Гумилев, бывший муж поэтессы.


Одной рукой на Евро

Статья.

На «СИБУР Арене» 16 июня состоится квалификационный матч чемпионата Европы по гандболу — 2020 между сборными России и Словакии.

После четырех туров в седьмой отборочной группе сборная России занимает второе место с пятью очками. Возглавляет турнирную таблицу сборная Венгрии. По правилам в финальную часть чемпионата Европы — 2020 попадают две сильнейшие команды из группы и еще четыре команды из числа тех, которые заняли третьи места.

Матчи между сборными России и Словакии в последние годы случаются регулярно. Уже третий цикл подряд, начиная с Евро-2018, команды попадают в одну квалификационную группу. Силы россиян и словаков примерно равны, поэтому матчи почти всегда получаются зрелищными и упорными. Последняя по счету игра в рамках отбора на Евро-2020 проходила в словацком Прешове и завершилась минимальной победой россиян со счетом 22:21. Самая крупная победа нашей сборной над словаками имела место в октябре 2017-го, когда россияне в рамках отбора на ЧМ разгромили соперников со счетом 32:22 в Санкт-Петербурге. Та встреча, кроме того, стала дебютом для Эдуарда Кокшарова в качестве главного тренера национальной команды.


Марафон на Неве

Статья.

Юбилейный международный марафон «Белые ночи» пройдет 30 июня; старт по традиции назначен на Дворцовой площади.

Марафон «Белые ночи», пожалуй, самый живописный массовый забег в мире. Маршрут протяженностью 42 км 195 м проходит по всем центральным улицам и набережным Санкт-Петербурга, включая Петроградский и Крестовский острова. Заявлено более 5000 бегунов из Германии, Франции, Великобритании, Канады, США, Греции, Бразилии, Японии, Марокко, Кении и десятков других стран. Также предусмотрен массовый забег для любителей на дистанцию 10 км. Среди известных российских участников — победители прошлогоднего марафона Елизавета Ерохина и Олег Григорьев.

Марафон — легкоатлетическая дисциплина, одной из первых включенная в олимпийскую программу у мужчин в 1896 году, а у женщин — в 1984-м. В настоящее время самые успешные спортсмены-марафонцы — бегуны из Кении. Мировой рекорд у мужчин был установлен на Берлинском марафоне 2016 года кенийцем Элиудом Кипчоге (2 часа 1 минута 39 секунд). У женщин рекорд принадлежит британке Поле Рэдклифф (2:15.25).