Месяц в городе


Ветераны хардкора

Группа «Кирпичи» даст сольный концерт 26 апреля в клубе «Космонавт».

Петербургское трио переживает вторую молодость — активно гастролирует, пишет новый (уже 12-й) альбом и планирует издать компиляцию лучших песен на виниле. За двадцать с лишним лет команду, занимающуюся в основном хардкором и рэпом, не сильно бросало в крайности: «Кирпичи», например, ни разу не выступали с симфоническим оркестром, а фронтмена Васю Васина не втравили ни в один рэп-баттл.

Недавно вышла биографическая книга о «Кирпичах» «Что бы ни говорить, только бы говорить», деньги на издание которой были собраны при помощи краудфандинга; автор — журналист Борис Шибанов. В книгу вошли байки участников группы, а также интервью с известными музыкантами, друзьями и коллегами «Кирпичей»: Евгением Федоровым (Tequilajazzz), Дмитрием Спириным («Тараканы»), Олегом Тиньковым и многими другими.

Дебютный альбом коллектива «Кирпичи тяжелы» вышел в 1996-м. Последний по счету, «Потому что мы банда», — в 2015-м.

Выдержанный блюз

Евгений Маргулис выступит 5 апреля в клубе Jagger.

Где бы ни играл Маргулис — в «Воскресенье», «Наутилусе», «Араксе» или «Машине времени», не говоря уже о сольных проектах, — везде он играл блюз или его ближайшие производные.

Евгений Маргулис родился в 1955-м в еврейской семье. В детстве его пытались приучить к скрипке, но лучше всего у мальчика получалось играть на гитаре. В конце 1970-х Маргулис, после ухода из «Машины времени», стал участником группы «Воскресенье», деятельность в которой быстро ему надоела: «На наших концертах менялись только залы и наше настроение, в остальном все было похоже на дурацкий сон: публика была одна и та же, наши поклонники вместе с нами перетекали с одного сейшена на другой, и это не могло не достать меня». В 1980-е музыкант собрал группу «Шанхай», но блюз на фоне возрастающей популярности менее лиричных стилей рока, вплоть до метала, интересовал широкую аудиторию все меньше. В 1991-м Андрей Макаревич снова пригласил Маргулиса в «Машину времени», где он периодически появляется и сейчас.

Пионеры альтернативы

В клубе Aurora 14 апреля немецкая рок-группа Guano Apes отметит двадцатилетие дебютного альбома Proud Like a God.

Появившись в середине 1990-х, Guano Apes удачно вписались в тогдашний тренд: тяжелый и мелодичный альтернативный рок в то время занимал примерно такую же нишу, какая сейчас у рэпа, то есть был массовым жанром. Правда, это едва ли умаляет ценность вокала Сандры Насич, чей вклад в общую оригинальность группы, наверное, самый весомый. Мировая известность Guano Apes пришла с появлением в ротации MTV клипа Big in Japan, снятого на кавер-версию композиции электронщиков Alphaville. Кавер вошел во второй альбом Guano Apes — Don’t Give Me Names (2000), который стал самым успешным в дискографии немцев.

С 2005 по 2010 год музыканты занимались собственными проектами. Насич выпустила сольную пластинку The Signal (2007). В 2011-м с командой случился ожидаемый реюнион, правда приуроченный к этому альбом Bel Air критики и поклонники приняли в общем сдержанно, если не сказать прохладно, сочтя, что Guano Apes не пристало ударяться в инди и мейнстрим. Поэтому, возможно, следующая пластинка, Offline (2014), напоминала уже возвращение к корням.


Античная классика

На Основной сцене БДТ 28 апреля — премьера спектакля Андрея Кончаловского «Эдип в Колоне» по одноименной трагедии Софокла.

Сюжет у Кончаловского близок к оригиналу: Тесей, Полиник и Креонт не могут «поделить» Эдипа, который, будучи изгнанным из Фив за убийство отца и инцест, отправился бродяжничать в компании своей дочери Антигоны. В роли последней — жена режиссера Юлия Высоцкая, Эдипа — Андрей Аршинников.

«Софокл, Эсхил, Шекспир, Чехов, Стриндберг создавали произведения, которые можно назвать вечными и в которых можно найти что-то общее, — говорит Кончаловский. — Это общее — попытка гения понять тайну человека и мира. Попытка понять — не значит осознать. Именно поэтому данные творения сами по себе являются загадкой. И каждый раз режиссер стремится понять ту же самую тайну вселенной и человека».

Андрей Кончаловский работает в театре с 1987-го. Больше всего в его послужном списке спектаклей по пьесам Антона Чехова. Из последних постановок — чеховская трилогия, представленная в 2009–2015 годах в театре Моссовета: «Дядя Ваня», «Три сестры» и «Вишневый сад».

Ранний Кафка

В Театре на Литейном 6 и 20 апреля — премьерные показы спектакля Геннадия Тростянецкого «Превращение» по одноименному рассказу Франца Кафки.

История о коммивояжере Грегоре Замзе, который превратился в жука, — одно из самых известных малых произведений Кафки. «Превращение» (1912) по замыслу автора составляет триптих с двумя другими новеллами — «Приговор» и «В исправительной колонии». Владимир Набоков в своих лекциях по зарубежной литературе подвергает рассказ подробному анализу, ставя «Превращение» в один ряд с гоголевской «Шинелью», называя Кафку «величайшим немецким писателем». «У Гоголя и Кафки абсурдный герой обитает в абсурдном мире, — писал Набоков, — но трогательно и трагически бьется, пытаясь выбраться из него в мир человеческих существ, — и умирает в отчаянии».

Режиссер Геннадий Тростянецкий, неоднократный лауреат премии «Золотой софит», в своей новой постановке размышляет о том, что случилось в семье Грегора Замзы, кто такой Франц Кафка и какие превращения происходят сегодня с нами.

Каменное дерево в Эрмитаже

Во дворе Зимнего дворца 4 апреля представят скульптуру итальянского художника Джузеппе Пеноне «Идеи из камня — 1372 кг света».

Скульптура представляет собой дерево с большими речными камнями на ветвях. Рост дерева как бы противостоит силе тяжести камней, что отражает, по мысли художника, идею баланса в природе, заставляя камни «парить в невесомости».

Джузеппе Пеноне (родился в 1947 году) — известный представитель итальянского движения арте повера, которое пыталось посредством творчества наладить диалог между природой и урбанизмом, выходя за пределы музейно-галерейного пространства (работы того же Пеноне нередко экспонируются в парках). Вмешиваясь в процесс роста, художник видоизменяет живые организмы — он, к примеру, заставляет стволы деревьев переплетаться, а кроны принимать заданную форму. Так он пытается понять, может ли человек изменить органический мир, оставить в нем свой след. Пеноне — лауреат премии Рольфа Шока (2001) и Императорской премии Японии (2014), неоднократный участник главных мировых биеннале.

Пластика гуманизма

В Русском музее (Мраморный музей) с 26 апреля будут показывать работы немецких модернистов Эрнста Барлаха и Кете Кольвица.

Художники и скульпторы Эрнст Барлах (1870–1938) и Кете Кольвиц (1867–1945) — видные деятели модернизма, жизнь и творчество которых тесно связано с Россией. У Барлаха есть целая серия фигурок из фарфора, герои которой русские бедняки; Кольвиц участвовала в Первой всеобщей выставке немецкого искусства, проходившей в Москве в 1924-м. Оба художника пытались изменить мир посредством гуманистического искусства.

В экспозицию выставки «Эрнст Барлах — Кете Кольвиц: Преодолевая существование. В диалоге с русскими современниками» включено 220 произведений немцев, а также работы их русских современников: скульпторов Бориса Королева, Сергея Коненкова, Анны Голубкиной, графиков Веры Ермолаевой, Петра Осолодкова, Василия Масютина, Николая Купреянова и других. Как отмечают кураторы, произведения русских художников, выделяющиеся острым социальным видением, современной органичной пластикой, глубоким переживанием, вполне могут быть включены в круг проблем, которые объединяли многих мастеров Европы первой половины XX века.

Фото в стол

В РОСФОТО с 11 апреля начнет работу выставка «Андрей Баскаков. Фотографии 1970-х — 1990-х годов».

В истории отечественной фотографии Андрей Баскаков запомнился как успешный куратор, преподаватель и издатель. Поэтому организаторская работа на долгое время заслонила от широкого зрителя его творчество. Только после смерти Баскакова в 2014-м были предприняты первые попытки осмысления его наследия, и одна из них — выставка в РОСФОТО, на которой показывают более 80 лучших работ Баскакова, выполненных в 1970–1990-х. Выставка представляет ретроспективный взгляд на малоизвестную творческую часть жизни первого председателя Союза фотохудожников.

В 1974-м серия Баскакова «Хатынь» и снимок «Печальная» удостоились дипломов на международной выставке в Киеве «Смена — ORWO-74». В то время Баскаков интересовался художественной и репортажной фотографией. Он снимал пейзажи Подмосковья и портреты, в которых искал яркие композиционные решения, пробовал разнообразные художественные приемы. В 1980–1990-х Андрей Баскаков много путешествовал по стране и миру, не прекращая фотографировать.

Как сохранить лицо

18 апреля в 23-м туре чемпионата России по футболу «Зенит» примет столичное «Динамо».

Положение в чемпионате у питерского клуба сейчас незавидное. Похоже, все идет к тому, что очередного тренера, которого нанимали для очередного чемпионства «Зенита», придется опять менять. Первое место бело-голубым не светит точно, но с игрой, которую демонстрирует команда в последних матчах, под вопросом даже попадание в тройку призеров. Как отметил Борис Игнатьев, бывший главный тренер сборной России, после вылета «Зенита» из Лиги Европы, в нынешнем сезоне в команде каждый играет «сам за себя», недоумевая также по поводу жалоб Роберто Манчини на недостаточно классный состав.

«Мы столкнулись с проблемой, причем довольно давно: голы у нас забивает только Саша Кокорин, — сетовал Манчини после ничьей с «Ростовом». — Если не забивает он, то не забивает никто. Зависимость от Кокорина — большая наша проблема. Я просил футболистов, которые могли бы забивать голы, — мне их не дали. До сих пор мы находимся в тех же условиях. Проблеме несколько месяцев».

Учитывая нынешнюю форму питерцев, московское «Динамо», пребывающее во второй половине турнирной таблицы, в состоянии дать отпор «Зениту» даже в гостях.

ЗОЖ в красках

В Парке имени Бабушкина 2 мая пройдет «Красочный забег ColorsGO».

ColorsGO — марафон протяженностью 2 км без ограничения во времени, главной целью которого является не столько бег как спортивная дисциплина, сколько получение от него удовольствия. Тысячи участников во время преодоления дистанции будут окрашены с головы до ног во множество цветов с помощью натуральной краски. На финише мероприятие трансформируется в красочную дискотеку.

ColorsGO позиционируется как крупнейший в мире одиночный забег. Традиция зародилась в 2012-м и уже тогда была представлена в более чем 50 городах мира. Сейчас соревнования поддерживают 200 городов и почти 2 миллиона бегунов.

Сама традиция устраивать шествия и забеги, когда участники пачкают друг друга краской, зародилась в Индии. Там она известна как религиозный праздник под названием Холи. Правда, в России, как и в большинстве других стран, мероприятия, подобные Холи, лишены обязательных для индусов атрибутов.