Аналитика


Итоги и прогнозы

Аналитическое управление Банка «Санкт-Петербург» подготовило очередной обзор экономической ситуации в России и мире.

Месяц центробанков

В сентябре прошла волна важнейших заседаний центральных банков. Первым 8 сентября на сцену вышел Европейский ЦБ, который в соответствии с ожиданиями рынка сохранил ставки на неизменном уровне, а глава регулятора Марио Драги в ходе пресс-конференции отметил отсутствие необходимости существенного расширения монетарных стимулов. Макропрогноз по еврозоне был немного ухудшен, а глава ЕЦБ сделал акцент на проблеме низкой инфляции (0,2% к соответствующим показателям прошлого года по итогам августа при цели в 2%), добавив, что регулятор внимательно следит за развитием ситуации и готов действовать при необходимости. 15 сентября в ответ на позитивные сдвиги в британской экономике после референдума (Brexit) Банк Англии сохранил монетарную политику без изменений — ставка на уровне 0,25% осталась на минимальном за 300 лет уровне.

16 сентября Центральный банк РФ снизил ключевую ставку на 50 б. п. — до 10%. Но это решение сопровождалось жесткими комментариями ЦБ в пресс-релизе и в ходе пресс-конференции Эльвиры Набиуллиной после заседания. Впервые ЦБ дал рынку четкий сигнал о своих дальнейших действиях. По словам главы регулятора, если инфляция не будет снижаться, опережая ожидания ЦБ, то ключевая ставка до конца 2016 года не будет снижена. Повышенная жесткость заявлений связана со сформировавшимися очень сильными рыночными ожиданиями по снижению ставки в будущем, которые не соответствуют планам регулятора. Дело в том, что многие аналитики прогнозируют довольно агрессивное снижение ключевой ставки в 2017 году, но при этом ожидают, что инфляция по итогам года не достигнет целевого значения. ЦБ РФ еще раз подтвердил свое твердое намерение сохранить инфляцию на уровне 4% в ближайшие годы. Продолжающееся восстановление экономики РФ было охарактеризовано как неустойчивое, а все проблемы экономического роста связаны не с жесткостью денежно-кредитной политики, а со структурными дисбалансами.

Мы считаем, что жесткие высказывания ЦБ все же сохраняют возможность для снижения ключевой ставки в декабре, если внешние условия значительно улучшатся (нефть выше 50 долл./барр.), а правительство РФ утвердит проект бюджетной консолидации на 2017—2019 годы.

21 сентября совет директоров Банка Японии сохранил ключевую ставку на отрицательном уровне в –0,1%, как и ожидал рынок. Целевой ориентир по денежной базе был сохранен, но сделан более гибким. Были сняты ограничения по средней доходности облигаций в портфеле Центрального банка, а для 10-летних суверенных облигаций была обозначена околонулевая цель по доходности. Банк Японии подтвердил свою верность цели по инфляции в 2% и готовность в дальнейшем смягчать денежную политику в случае необходимости.

22 сентября ФРС США оставила учетную ставку без изменений. Главное для рынка — намеки на дальнейшее ужесточение денежно-кредитной политики. В пресс-релизе краткосрочные экономические риски были оценены как «почти сбалансированные». По словам главы ФРС Джанет Йеллен, отказ от изменения ставки в сентябре был связан не с сомнениями относительно макроэкономических условий, а с желанием получить подтверждения дальнейшего прогресса в достижении целей регулятора по инфляции и безработице. Более того, если экономические данные не принесут неприятных сюрпризов до конца года, то ФРС будет «придерживаться текущего курса» и поднимет ставку. Судя по обновленному макропрогнозу, только 3 из 17 членов Комитета по открытым рынкам не ожидают роста учетной ставки в этом году, а медианный прогноз подразумевает одно повышение до конца года. Глава ФРС на вопрос о ноябрьском заседании ответила в стандартном ключе, что это заседание ничем не хуже остальных, но все понимают, что вероятность принятия решения об изменении денежно-кредитной политики за неделю до президентских выборов в США крайне мала.

Бюджет России на 2017—2019 годы

Падение нефтяных котировок нанесло мощный удар по бюджету РФ в 2016 году. Перед правительством встала сложная задача — сбалансировать бюджет, не повышая налоги и сохраняя социальные обязательства в расходной части. Базовый прогноз Минэкономразвития, на основании которого планируется бюджет на ближайшие три года, подразумевает сохранение цены нефти марки Urals на уровне 40 долл./барр. ВВП страны при этом вырастет на 0,6% в следующем году, на 1,7% в 2018-м и 2,1% в 2019-м, что по мнению ведомства является пределом при текущей структуре экономики. Средний курс рубля на все три года близок к 65 руб./долл., но в прогноз закладывается небольшое постепенное укрепление. Мы, напротив, ожидаем плавной девальвации, опираясь на модель платежного баланса и реального курса рубля.

Разрыв между доходами и расходами бюджета можно сократить благодаря снижению расходов, наращиванию доходов либо использованию и того и другого одновременно. Сокращение расходов в предвыборный год нежелательно, поэтому их планируют заморозить на уровне 15,78 трлн руб.

Что касается доходной части, то существует опция получения разового дохода от приватизации госкомпаний. Но продажа акций «Башнефти» и «Роснефти» с высокой вероятностью не состоится в 2016 году. Поэтому доход от приватизации в размере почти 1 трлн руб. (около 700 млрд руб. от «Роснефти» и 300 млрд руб. от «Башнефти») вряд ли поступит в бюджет в этом году. Дополнительными источниками пополнения бюджета станут промежуточные дивиденды госкомпаний, которые могут быть выплачены до конца года (РЖД, «Транснефть», «Совкомфлот », «Роснефтегаз», ВТБ и, возможно, Газпромбанк).

Также источником покрытия дефицита бюджета является Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. На текущий момент в Резервном фонде находится 2,09 трлн руб., а с начала года на покрытие дефицита бюджета израсходовано 1,17 трлн руб. С учетом того что ожидаемый нами дефицит бюджета по итогам года составит 3,2 трлн руб. при доходах в 12,9 трлн руб. и расходах на уровне 15,8 трлн руб., за сентябрь — декабрь на покрытие дефицита бюджета будет израсходовано около 1,4—1,5 трлн руб. средств Резервного фонда. В 2017 году правительство будет вынуждено приступить к трате средств ФНБ.

При этом для балансировки бюджета Минфин ищет способы увеличить доходную часть на постоянной основе, а не только за счет разовых доходов от приватизации или использования средств фондов. Поэтому госкомпании будут выплачивать дивиденды в размере 50% от прибыли по МСФО или РСБУ (смотря что больше). Это принесет бюджету в 2017 году дополнительные 200—250 млрд руб. Увеличение НДПИ на нефть добавит еще 200 млрд руб., а на газ — еще 179 млрд руб. Остается соблазн повысить налоги и в других сферах через повышение акцизов на табак, алкоголь, бензин, сладкие безалкогольные напитки, НДС, страховые взносы, ввести налог на тунеядство. Минфин разработал много вариантов, но увеличение налоговой нагрузки противоречит предвыборным целям.

Поэтому последним источником покрытия дефицита бюджета остается наращивание долга. На данный момент (сентябрь 2016 года) Минфин выполнил план по размещению ОФЗ и евробондов на текущий год, но планирует привлечь еще 100 млрд руб. через ОФЗ и 30 млрд руб. через ОФЗ для физлиц (тестовый объем, впоследствии может быть увеличен). На горизонте 2017—2019 годов чистый объем привлечения с рынка составит более 1 трлн руб. ежегодно.

В целом по итогам ближайших трех лет бюджет, которому сейчас необходима нефть по 60—70 долл./барр., должен прийти к самодостаточности при 40 долл./барр. После этого должно начать действовать новое бюджетное правило, по которому нефтегазовые доходы бюджета сверх 40 долл./барр. будут пополнять национальные фонды, а бюджет РФ перейдет к новому циклу.