Критерии отнесения физических и юридических лиц к категории иностранных налогоплательщиков и способы получения от них необходимой информации

ПАО «Банк «Санкт-Петербург» (далее – Банк) в соответствии с Федеральным законом от 28.06.2014 № 173-ФЗ «Об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами, о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – Закон 173-ФЗ) принимает обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по выявлению среди физических и юридических лиц (все вместе далее – клиенты), заключающих (заключивших) с Банком договор, предусматривающий оказание финансовых услуг, лиц, на которых распространяется законодательство иностранного государства о налогообложении иностранных счетов (далее – клиент – иностранный налогоплательщик), включая главу 4 налогового кодекса США от 18.03.2010 «О выполнении налоговых требований по зарубежным счетам» (Foreign Account Tax Compliance Act, далее - FATCA¹).

Банк осуществил регистрацию в Службе внутренних доходов США (Internal Revenue Service) в статусе финансового института, соблюдающего требования FATCA (Participating Foreign Financial Institution), индивидуальный идентификационный номер (GIIN) – TQQXV5.99999.SL.643.

Критерии отнесения физических лиц к категории иностранных налогоплательщиков:

  1. В соответствии с FATCA признаками принадлежности лица к США являются:
  • наличие гражданства или резидентства (наличие вида на жительство («зеленой карты»)) США (независимо от наличия иного гражданства, в том числе гражданства России);
  • место рождения в США;
  • фактический адрес проживания или наличие почтового адреса (в т.ч. абонентского почтового ящика) в США;
  • наличие одного из действующих телефонных номеров (или единственного), зарегистрированного в США;
  • наличие действующих инструкций на осуществление регулярного перевода средств на счет, открытый в США;
  • наличие доверенности или иного документа, удостоверяющего право подписи на имя лица, имеющего адрес в США;
  • наличие адреса «для передачи почтовых отправлений» или адреса «до востребования» в США.
  1. В соответствии с Законом 173-ФЗ физическое лицо может быть отнесено к категории иностранного налогоплательщика, если:
  • клиент является гражданином иностранного государства или имеет второе гражданство иностранного государства, в т.ч. гражданство США;
  • клиент имеет разрешение на постоянное пребывание (вид на жительство) в иностранном государстве, в т.ч. карточку постоянного жителя США (форма I-551 (зеленая карта (green card)).

  1. Клиент не относится к категории клиента – иностранного налогоплательщика в том случае, если он является гражданином Российской Федерации и не имеет одновременно с гражданством Российской Федерации второго гражданства в иностранном государстве (за исключением гражданства государства – члена Таможенного союза²), вида на жительство в иностранном государстве (разрешения на постоянное пребывание в иностранном государстве).

Критерии отнесения юридических лиц к категории иностранных налогоплательщиков:

  1. В соответствии с FATCA признаками принадлежности лица к США являются:
  • США являются страной регистрации/учреждения;
  • фактический или почтовый адрес на территории США;
  • многократное платежное поручение на осуществление переводов со счета, открытого за пределами США, на счет, открытый в США;
  • действующий телефонный номер США (единственный или в дополнение к телефонному номеру за пределами США);
  • наличие доверенности или иного документа, удостоверяющего право подписи на имя лица, имеющего адрес в США;
  • единственный адрес организации - адрес «для передачи почтовых отправлений» или адрес «до востребования» на территории США.
  1. В соответствии с Законом 173-ФЗ юридическое лицо может быть отнесено к категории иностранного налогоплательщика, если:
  • страной регистрации/учреждения юридического лица является иностранное государство, в т.ч. США;
  • наличие налогового резидентства в иностранном государстве, в т.ч. США;
  • контролируемыми лицами организации являются лица, которые признаются иностранными налогоплательщиками, в т.ч. США;
  • дополнительные признаки, которые свидетельствуют о принадлежности лица к категории иностранного налогоплательщика, полученные на основе сведений, представленных клиентом в целях идентификации и обслуживания.
  1. Юридическое лицо не относится к категории иностранных налогоплательщиков, если более 90% акций (долей участия) в его уставном капитале прямо или косвенно контролируются Российской Федерацией (РФ) и (или) гражданами РФ (в том числе имеющими одновременно с гражданством РФ гражданство государства – члена Таможенного союза2).

К данной категории не относятся физические лица, имеющие наряду с гражданством РФ гражданство иного государства (за исключением гражданства государства – члена Таможенного союза2) или имеющих вид на жительство в иностранном государстве.

Способы получения от клиентов необходимой информации:

  1. В целях выявления критериев отнесения клиентов к категории клиента – иностранного налогоплательщика Банк проводит анкетирование клиентов, находящихся и принимаемых на обслуживание, по установленным Банком формам.
  2. В целях подтверждения или опровержения предположений о том, что клиент относится к категории клиента – иностранного налогоплательщика, Банк может направить клиенту письменный запрос с приложением соответствующих документов для заполнения.

Запрос может быть направлен Банком следующими способами:

  • заказным письмом посредством почтовой связи в адрес клиента;
  • по электронным каналам связи (электронная почта/факс, указанные клиентом);
  • путем передачи запроса через подразделение Банка, непосредственно обслуживающее и взаимодействующее с клиентом для вручения клиенту при личном обращении в Банк.

  1. Производится анализ имеющейся информации о клиенте.

  1. Иные способы, обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах, включая письменные и устные вопросы клиенту.

В случае если клиент является налогоплательщиком США, то он обязан предоставить в Банк документы, подтверждающие такой статус (форму W-93).

В целях опровержения статуса налогоплательщика США, клиент должен предоставить в Банк соответствующие документы (в т.ч. одну из форм W-8) и иную информацию и документы, опровергающие такой статус.

Срок для предоставления клиентом информации по запросу Банка составляет 15 (пятнадцать) рабочих дней со дня запроса.

В случае если клиент не предоставил в течение установленного срока документы по запросу Банка, в соответствии с Законом 173-ФЗ Банк вправе:

  • отказать клиенту в заключении договора банковского счета (вклада) или иного договора, предусматривающего оказание финансовых услуг;
  • отказаться от совершения операций, осуществляемых в пользу или по поручению такого клиента по договору, предусматривающему оказание финансовых услуг;
  • расторгнуть в одностороннем порядке договор, предусматривающий оказание финансовых услуг, уведомив клиента о принятом решении не позднее дня, следующего за днем принятия решения.

1 FATCA (Foreign Account Tax Compliance Act) – принятая 18 марта 2010 года глава 4 налогового кодекса США «О выполнении налоговых требований по зарубежным счетам», направлена на предотвращение уклонения американскими налогоплательщиками (юридическими и физическими лицами) от налогообложения в США их доходов от инвестирования, полученных через финансовые институты за пределами США, включая оффшорные структуры.

2 Казахстан и Белоруссия.

3 Форма W-9 – официальная декларация налогоплательщика США о его ИНН и соблюдении им при проведении операций через финансовую организацию требований налогового законодательства США (размещена на сайте Службы внутренних доходов США – http://www.irs.gov)